1. Лесков несколько лет состоял на государственной службе, по служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые он стал писать с начала 1860-х годов. Затем Лескова заметили читатели и журналисты — он становится сотрудником ряда газет и журналов. Уже в первых своих литературных опытах Лесков показал себя страстным полемистом — многие ополчились против него, ненадолго его отлучили от работы в известных изданиях. Однако именно в
это время, в 1860-е годы, складывается его своеобразная манера письма, которая расцветёт в 1870-1880-х годах.
2. «Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его души и чистота сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь». (В. И. Коровин)
Левша
Вопросы и задания (к стр. 292-293)
1. Безымянный мастер (левша) и его товарищи говорят о том, что они берутся выполнить эту работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, потому что хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций, и гордятся своей страной.
2. Портрет левши: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением спокойно, сознавая своё достоинство мастера.
3. На подковках не оказалось имени левши. Он сам объясняет это царю: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
4. Англичанам долго не удавалось уговорить левшу хотя бы погостить в Англии. Но они пообещали ему, что «они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут», и тогда левша согласился погостить.
Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчёт рабочего содержания». Он заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением, а не «с бойлом», и живут в сытости. Ещё левшу очень интересовало, как англичане хранят старые ружья.
5. Эпизоды, рисующие царское окружение, мы находим в главах двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.
Глава двенадцатая: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, — потому что его терпеть не могли за его храбрость».
Глава тринадцатая: «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».
Глава четырнадцатая: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать...»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».
6. Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт стаканами «водку-кислярку».
Главное в характере Платова — твёрдая уверенность в том, что всё русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию, верить в её народ и не соблазняться на всё иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
Николай Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как говорили о нем знакомые, отличался "глупым бессребреничеством". Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось оставить гимназию. Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем, несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию "Шкотт и Вилькенс". Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки.
Эти письма прочитал известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их "достойными печати", а в их авторе "прочил писателя". С 1860 года Лесков начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным литератором.
Лесков пришел в литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков, статей. В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской жизни. "Он пронзил всю Русь", — сказал о Лескове М. Горький.
2-тема произведения (о чем хотел сказать автор)
Рассказ "Тупейный художник" Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен посвящением; "Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года" и эпиграфом: "Души их во благих водворятся". "Во благих" — в переводе с церковнославянского на русский значит: "среди святых, среди праведников". Посвящением и эпиграфом Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.
В "Тупейном художнике" рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера-"тупейщика" Аркадия — "чувствительного; и смелого молодого человека" и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.
3-особенности композиции и языка произведения (все средства худ. выразительности)
В "Тупейном художнике" Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не один из эпизодов не судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса. Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой хуже".
4-мысли, чувства которое вызывает произведение
История, рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи.
1. Лесков несколько лет состоял на государственной службе, по служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые он стал писать с начала 1860-х годов. Затем Лескова заметили читатели и журналисты — он становится сотрудником ряда газет и журналов. Уже в первых своих литературных опытах Лесков показал себя страстным полемистом — многие ополчились против него, ненадолго его отлучили от работы в известных изданиях. Однако именно в
это время, в 1860-е годы, складывается его своеобразная манера письма, которая расцветёт в 1870-1880-х годах.
2. «Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его души и чистота сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь». (В. И. Коровин)
Левша
Вопросы и задания (к стр. 292-293)
1. Безымянный мастер (левша) и его товарищи говорят о том, что они берутся выполнить эту работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, потому что хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций, и гордятся своей страной.
2. Портрет левши: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением спокойно, сознавая своё достоинство мастера.
3. На подковках не оказалось имени левши. Он сам объясняет это царю: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
4. Англичанам долго не удавалось уговорить левшу хотя бы погостить в Англии. Но они пообещали ему, что «они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут», и тогда левша согласился погостить.
Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчёт рабочего содержания». Он заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением, а не «с бойлом», и живут в сытости. Ещё левшу очень интересовало, как англичане хранят старые ружья.
5. Эпизоды, рисующие царское окружение, мы находим в главах двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.
Глава двенадцатая: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, — потому что его терпеть не могли за его храбрость».
Глава тринадцатая: «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».
Глава четырнадцатая: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать...»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».
6. Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт стаканами «водку-кислярку».
Главное в характере Платова — твёрдая уверенность в том, что всё русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию, верить в её народ и не соблазняться на всё иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
Объяснение:
1-краткое сведение о писателе
Николай Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как говорили о нем знакомые, отличался "глупым бессребреничеством". Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось оставить гимназию. Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем, несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию "Шкотт и Вилькенс". Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки.
Эти письма прочитал известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их "достойными печати", а в их авторе "прочил писателя". С 1860 года Лесков начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным литератором.
Лесков пришел в литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков, статей. В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской жизни. "Он пронзил всю Русь", — сказал о Лескове М. Горький.
2-тема произведения (о чем хотел сказать автор)
Рассказ "Тупейный художник" Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен посвящением; "Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года" и эпиграфом: "Души их во благих водворятся". "Во благих" — в переводе с церковнославянского на русский значит: "среди святых, среди праведников". Посвящением и эпиграфом Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.
В "Тупейном художнике" рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера-"тупейщика" Аркадия — "чувствительного; и смелого молодого человека" и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.
3-особенности композиции и языка произведения (все средства худ. выразительности)
В "Тупейном художнике" Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу. Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху. Лесков описывает не один из эпизодов не судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса. Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый "был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил", второй же "был еще собой хуже".
4-мысли, чувства которое вызывает произведение
История, рассказанная в "Тупейном художнике", не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи.