Найти аллегорий, метафоры, литоты, гиперболы, !
предвижу всё: вас оскорбит
печальной тайны объясненье.
какое горькое презренье
ваш гордый взгляд изобразит!
чего хочу? с какою целью
открою душу вам свою?
какому злобному веселью,
быть может, повод !
случайно вас когда-то встретя,
в вас искру нежности заметя,
я ей поверить не посмел:
привычке милой не дал ходу;
свою постылую свободу
я потерять не захотел.
еще одно нас разлучило…
несчастной жертвой ленский пал…
ото всего, что сердцу мило,
тогда я сердце оторвал;
чужой для всех, ничем не связан,
я думал: вольность и покой
замена счастью. боже мой!
как я ошибся, как наказан!
нет, поминутно видеть вас,
повсюду следовать за вами,
улыбку уст, движенье глаз
ловить влюбленными глазами,
внимать вам долго, понимать
душой всё ваше совершенство,
пред вами в муках замирать,
бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
и я лишен того: для вас
тащусь повсюду наудачу;
мне дорог день, мне дорог час:
а я в напрасной скуке трачу
судьбой отсчитанные дни.
и так уж тягостны они.
я знаю: век уж мой измерен;
но чтоб продлилась жизнь моя,
я утром должен быть уверен,
что с вами днем увижусь я…
боюсь: в мольбе моей смиренной
увидит ваш суровый взор
затеи хитрости презренной —
и слышу гневный ваш укор.
когда б вы знали, как ужасно
томиться жаждою любви,
пылать — и разумом всечасно
смирять волнение в крови;
желать обнять у вас колени,
и, зарыдав, у ваших ног
излить мольбы, признанья, пени,
всё, всё, что выразить бы мог,
а между тем притворным хладом
вооружать и речь и взор,
вести спокойный разговор,
глядеть на вас веселым
но так и быть: я сам себе
противиться не в силах боле;
всё решено: я в вашей воле,
и моей судьбе.
Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова» . Разве романтик может с этим согласиться? И все же, приказ для военного – закон.
Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей» . И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный. И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.
Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли ?» – внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на любому в трудную минуту.
Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику» . Автор иронизирует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям.
Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренний размышления Пети читатель видит, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало, и насколько огромной была его любовь к людям. Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет, и когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: робким, доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным. В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю, хотя иногда в душе и посмеиваются над его поступками.
Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбит любой читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. Это свойственно не только ему, но и всем Ростовым. Вспомним судьбы Наташи, Николая. Они такие же открытые, чуткие, милые к состраданию люди, как и их младший брат. Родители смогли воспитать в своих детях лучшие качества, именно это и ценит Толстой в семье Ростовых. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети бы вырос благородный офицер и прекрасный человек.