Историю семьи Мармеладовых мы узнаём из уст главы семейства Семёна Захаровича Мармеладова, спившегося чиновника. В своём разговоре с Раскольниковым Семён Захарович рассказывает о том что взял в жёны Катерину Ивановну вдовой с тремя детьми от первого брака, первый муж её был картёжником, попал под суд да так и помер, так же он упоминает о том что Катерина Ивановна пошла за него, не по любви ,а из-за плачевного состояния её дел. С этого и начинается история семьи Мармеладовых. Живут они бедно и голодно, Семён Захарович пропивает последнее деньги. Соня(дочь Семёна Захаровича ) занимается проституцией, что бы хоть как то прокормить семью. Катерина Ивановна пытается содержать дом насколько это возможно с её болезнью и общим положением в семье. История семьи Мармеладовых от начало до конца наполнена бедностью и несчастьями, однако писателю симпатичны Мармеладовы. В изображении семьи Мармеладовых мы ясно видим Достоевского-гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в их душе.
Вторая глава рассказывает нам об успехе судебного дела над так называемым «великодушным франтом», адвокат подвернулся удачно, и судья вынес справедливое решение. Все закончилось бы благополучно, если бы не одна загвоздка: нельзя было его наказать, имел он такое родство, что никто не смел этого сделать. Не то чтобы не хотели, а не могли. Н.С. Лесков точно не говорит, что это было за «родство», и какое «наказание» над ним хотели учинить. К кому бы старушка ни обращалась, все в один голос говорили: брось это дело, этот человека никогда некому не платит. Но старушка решила не сдаваться, то ли из-за её простоты, толи еще что-то, считала она, что её должник обязан свои богатства поделить так, что ты все хорошо было. Горожане искренне её не понимают, думают, что так все и должно быть. Но они правы в том, что «у кого "много", тем никогда много не бывает, а им всегда недостаточно…». Жители города даже поговаривают, что должник может сотворить с бабушкой некую «неприятность», если она будет ему докучать. Они лишь посоветовали ей идти к высшим. Таким образом, в этой главе бабушка совсем не понимает петербуржцев, а петербуржцы – бабушку.