В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно. Но если надо ждать войны - петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенется и в то место обернется.
Царь поблагодарил, обещал любую волю исполнить. Петушок стал стеречь границы. Соседи присмирели.
Год, другой, проходит мирно. Петушок опять кричит. Царь к востоку войско шлет, старший сын его ведет. Петушок угомонился.
Проходит восемь дней, от войска нет вестей. Петушок кричит опять. Кличет царь другую рать; сына он теперь меньшого шлет на выручку. Петушок опять утих. Снова вести нет от них! Снова восемь дней проходят. Петушок кричит опять, царь скликает третью рать и ведет её к востоку.
Войска идут день и ночь - нет побоища. Войско в горы царь приводит, и промеж высоких гор видит шелковый шатёр. Вокруг шатра рать побитая лежит. Царь Дадон к шатру спешит... Что за страшная картина! Перед ним его два сына; без шеломов и без лат оба мертвые лежат, меч вонзивши друг во друга. Вдруг шатёр распахнулся... и девица, шамаханская царица тихо встретила царя. Забыл он перед ней смерть обоих сыновей. Она взяла его за руку и в шатер увела. Неделю пировал у нее Дадон.
Отправился домой с девицей. В толпе увидел скопеца. Попросил подарить девицу. Царь отказался. Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон. Вот - въезжает в город он; вдруг раздался легкой звон, петушок спорхнул со спицы; к колеснице полетел и царю на темя сел, клюнул в темя и взвился... и в то же время с колесницы пал Дадон! Охнул раз, - и умер он. А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем. Весь сюжет эпоса «Урал-батыр» пронизан идеей борьбы добра и зла. «Урал-батыр» - произведение, которое отчетливо сохранило в себе отголоски архаических близнечных мифов о братьях-соперниках, антагонистах»2. Урал и Шульген, два брата, олицетворяют два противоположных начала - добро и зло, которые ведут между собой непримиримую борьбу. Урал-батыр носитель добра и борец со злом, победитель Смерти Он стремится защитить землю от зла и страданий, а его брат Шульген становится врагом людей Урал пытается остановить Шульгена от нарушения запрета(испить кровь); защищает брата от ярости отца и плененную птицу-лебедь Хумай. По мере повествования и границы борьбы расширяются, Урал оказывается перед лицом серьезных испытаний - это согласие пойти налево вместо Шульгена в страну царя Катила, [де ему предстояло бороться не только против обычаев этой страны, но и показать физическую силу в бою с быком. Далее Урал-батыр борется с многочисленными дивами, но самая тяжелая борьба - это борьба с братом, олицетворяющим зло. Добро берет верх, но и зло продолжает жить - таков закон жизни.
Краткое содержание сказки
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом всё будет мирно, так сидеть он будет смирно. Но если надо ждать войны - петушок приподымет гребешок, закричит и встрепенется и в то место обернется.
Царь поблагодарил, обещал любую волю исполнить. Петушок стал стеречь границы. Соседи присмирели.
Год, другой, проходит мирно. Петушок опять кричит. Царь к востоку войско шлет, старший сын его ведет. Петушок угомонился.
Проходит восемь дней, от войска нет вестей. Петушок кричит опять. Кличет царь другую рать; сына он теперь меньшого шлет на выручку. Петушок опять утих. Снова вести нет от них! Снова восемь дней проходят. Петушок кричит опять, царь скликает третью рать и ведет её к востоку.
Войска идут день и ночь - нет побоища. Войско в горы царь приводит, и промеж высоких гор видит шелковый шатёр. Вокруг шатра рать побитая лежит. Царь Дадон к шатру спешит... Что за страшная картина! Перед ним его два сына; без шеломов и без лат оба мертвые лежат, меч вонзивши друг во друга. Вдруг шатёр распахнулся... и девица, шамаханская царица тихо встретила царя. Забыл он перед ней смерть обоих сыновей. Она взяла его за руку и в шатер увела. Неделю пировал у нее Дадон.
Отправился домой с девицей. В толпе увидел скопеца. Попросил подарить девицу. Царь отказался. Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон. Вот - въезжает в город он; вдруг раздался легкой звон, петушок спорхнул со спицы; к колеснице полетел и царю на темя сел, клюнул в темя и взвился... и в то же время с колесницы пал Дадон! Охнул раз, - и умер он. А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.