еприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821 —1822 гг. Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат. «Первый декабрист» 2 В. Ф. Раевский был арестован за пропаганду среди солдат именно на уроках в ланкастерской школе, заведенной в дивизии декабриста генерала М. Ф. Орлова. Реплика княгини Тугоуховской:
* Нет, в Петербурге Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: * Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! —
напоминала современникам об обвиненных в 1821 г. профессорах института Галиче, Арсеньеве и других в «открытом отвержении истин священного писания и христианства, соединяющемся всегда с покушением ниспровергнуть и законные власти». Гасителем просвещения был и Ученый комитет, упоминаемый в комедии. Майор В. Ф. Раевский, связанный с декабристским движением, был арестован за четыре года до восстания декабристов. В истории освободительного движения он получил название «первого декабриста».
Сатиричность изображения фамусовского общества не нарушала исторической верности нарисованной в пьесе картины его жизни и быта. Реакционная критика пыталась опорочить «Горе от ума», умалить значение комедии обвинением в предвзятой карикатурности, нарушающей жизненную реальность. Однако в отличие от большинства сатирических комедий XVIII в. Грибоедов дает не абстрактное олицетворение порока, а, как правильно заметил Пушкин, «резкую картину нравов». Фамусовы, скалозубы, хлёсто-вы, тугоуховские и им подобные, хотя и носят в духе старой комической традиции нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Подобно персонажам «Мертвых душ» Гоголя, грибоедов-ские герои смешны или отвратительны не потому, что их сделал такими в своих сатирических целях автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
Вот комическая пара супругов Горичей. Муж, когда-то друг Чацкого, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся; по меткому определению Чацкого: «муж-мальчик, муж-слуга… идеал московских всех мужей». Он живет под башмаком своей жены, приторной, жеманной, светской московской дамы.
* Властно и чинно держит себя важная московская барыня, старуха Хлёстова — обломок старого XVIII в., с моськой, с арапкой-девочкой, которую она и за человека-то не считает. Под стать ей старый князь Петр — такая же руина И рядом — * …человек… светский, Отъявленный мошенник, плут: * Антон Антоныч Загорецкий…
Как замечает Гоголь, «отъявленный мерзавец Загорецкий, везде ругаемый и, к изумленью, всюду принимаемый, лгун, плут, но в то же время мастер угодить всякому сколько-нибудь значительному или сильному лицу доставленьем ему того, к чему он греховно падок, готовый, в случае надобности, сделаться патриотом и ратоборцем нравственности, зажечь костры и на них предать пламени все книги, какие ни есть на свете, а в том числе и сочинителей даже самих басен за их вечные насмешки над львами и орлами и сим обнаруживший, что, не бояся ничего, даже самой позорнейшей брани, боится, однако ж, насмешки, как черт креста» ‘.
Характерен для фамусовского общества и никчемный крикун Репетилов. Образ Репетилова имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в начале 20-х гг.
н
еприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821 —1822 гг. Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат. «Первый декабрист» 2 В. Ф. Раевский был арестован за пропаганду среди солдат именно на уроках в ланкастерской школе, заведенной в дивизии декабриста генерала М. Ф. Орлова. Реплика княгини Тугоуховской:* Нет, в Петербурге Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
* Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! —
напоминала современникам об обвиненных в 1821 г. профессорах института Галиче, Арсеньеве и других в «открытом отвержении истин священного писания и христианства, соединяющемся всегда с покушением ниспровергнуть и законные власти». Гасителем просвещения был и Ученый комитет, упоминаемый в комедии. Майор В. Ф. Раевский, связанный с декабристским движением, был арестован за четыре года до восстания декабристов. В истории освободительного движения он получил название «первого декабриста».
Сатиричность изображения фамусовского общества не нарушала исторической верности нарисованной в пьесе картины его жизни и быта. Реакционная критика пыталась опорочить «Горе от ума», умалить значение комедии обвинением в предвзятой карикатурности, нарушающей жизненную реальность. Однако в отличие от большинства сатирических комедий XVIII в. Грибоедов дает не абстрактное олицетворение порока, а, как правильно заметил Пушкин, «резкую картину нравов». Фамусовы, скалозубы, хлёсто-вы, тугоуховские и им подобные, хотя и носят в духе старой комической традиции нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Подобно персонажам «Мертвых душ» Гоголя, грибоедов-ские герои смешны или отвратительны не потому, что их сделал такими в своих сатирических целях автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
Вот комическая пара супругов Горичей. Муж, когда-то друг Чацкого, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся; по меткому определению Чацкого: «муж-мальчик, муж-слуга… идеал московских всех мужей». Он живет под башмаком своей жены, приторной, жеманной, светской московской дамы.
* Властно и чинно держит себя важная московская барыня, старуха Хлёстова — обломок старого XVIII в., с моськой, с арапкой-девочкой, которую она и за человека-то не считает. Под стать ей старый князь Петр — такая же руина И рядом —
* …человек… светский, Отъявленный мошенник, плут:
* Антон Антоныч Загорецкий…
Как замечает Гоголь, «отъявленный мерзавец Загорецкий, везде ругаемый и, к изумленью, всюду принимаемый, лгун, плут, но в то же время мастер угодить всякому сколько-нибудь значительному или сильному лицу доставленьем ему того, к чему он греховно падок, готовый, в случае надобности, сделаться патриотом и ратоборцем нравственности, зажечь костры и на них предать пламени все книги, какие ни есть на свете, а в том числе и сочинителей даже самих басен за их вечные насмешки над львами и орлами и сим обнаруживший, что, не бояся ничего, даже самой позорнейшей брани, боится, однако ж, насмешки, как черт креста» ‘.
Характерен для фамусовского общества и никчемный крикун Репетилов. Образ Репетилова имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в начале 20-х гг.