Трагедия «борис годунов» писалась а.с.пушкиным во время его ссылки в село михаиловское. она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года. «писанная мною в строгом уединении, вдали щего света, — вспоминал пушкин позже, — трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».главную идею трагедии пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом- картины того времени. свою он видел не в том, чтобы использовать материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную действительность.начало пьесы изображает москву 1598 года. только что умер царь федор иоаннович, сын иоанна iv (грозного), не оставив наследника. в последние годы царствования иоанна iv возвысился молодой, умный и энергичный борис годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника федора. после смерти иоанна (1584 год) значение годунова еще более возросло.царь федор был по своему уму и характеру совершенно неспособен царствовать. он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством борис годунов, получивший титул правителя.так как федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат дмитрий, бывший еще ребенком. годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из москвы в углич. в 1591 году маленький дмитрий внезапно умер. распространились слухи, что он был зарезан по приказу годунова. в результате расследования, которым руководил тайный враг годунова василий шуйский, народу было объявлено, что царевич сам зарезался в припадке падучей болезни.со смертью федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. предложен был престол борису годунову; он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торжественным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей
В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу.
По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам.
Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Их патриотизм и героизм показан в сценах под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин и солдаты его батареи.
Герои этой войны - представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, “взявший в месяц несколько сот пленных”, гусар Денис Давыдов, “которому принадлежит первый шаг” в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, “побившая сотни французов”, и, конечно, Тихон Щербатый.
Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма.
Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей) , фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны - Пети, Наташи Ростовых.
Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого.
Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.
Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения» . Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие, выдвиженчество, службизм.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые "афишки", призывает жителей города не оставлять столицы, а затем от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.
Таким лжепатриотом является и Берг. Уже начальная фраза повествования,
красноречиво характеризует систему ценностей этого героя: "Берг.. . был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место начальника штаба... "
Это представление персонажа построено в точном соответствии с иерархией ценностей героя (чин, награды, место) .
Таков, наконец, Друбецкой, который, думает о наградах и продвижении по службе, желает "устроить себе наилучшее положение адъютанта при важном лице.
В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу.
По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам.
Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Их патриотизм и героизм показан в сценах под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин и солдаты его батареи.
Герои этой войны - представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, “взявший в месяц несколько сот пленных”, гусар Денис Давыдов, “которому принадлежит первый шаг” в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, “побившая сотни французов”, и, конечно, Тихон Щербатый.
Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма.
Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей) , фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны - Пети, Наташи Ростовых.
Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого.
Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.
Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения» . Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие, выдвиженчество, службизм.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые "афишки", призывает жителей города не оставлять столицы, а затем от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.
Таким лжепатриотом является и Берг. Уже начальная фраза повествования,
красноречиво характеризует систему ценностей этого героя: "Берг.. . был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место начальника штаба... "
Это представление персонажа построено в точном соответствии с иерархией ценностей героя (чин, награды, место) .
Таков, наконец, Друбецкой, который, думает о наградах и продвижении по службе, желает "устроить себе наилучшее положение адъютанта при важном лице.
Объяснение: