Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная природа» . Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь… » Пришвин создает сказку «для всех» . Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить» .
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека» . Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.
И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной) .
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Понятие совести очень разное для всех. На некоторых смотришь, и задумываешься, а есть ли она у него вообще… А у других она присутствует во всех словах, и поступках, несмотря на жестокость, и несправедливость современного мира.
Для многих значение слова «совесть» не совсем понятно. На самом деле, все просто – благодаря совести, человек думает о своем поступке, или слове, сомневается, радуется, огорчается. Это то, что многим не дает спать ночью.
Совесть становится преградой на пути плохих действий, останавливая, и дав возможность подумать о последствиях. Возникает вопрос – откуда берутся злодеяния, почему дремлет совесть? Или, может, ее вообще нет? Отвечу – она есть у всех – просто прислушиваются к ее голосу, даже требованию, далеко не все. А многие вообще ее задвигают в глубокие тайники своей души. Но эти люди не могут понять, что душа, это и есть его «я», и скрыться от него просто невозможно. Рано или поздно, придется расплачиваться за все содеянное не по совести.
Такие понятия, как нравственность, честность, справедливость, доброта, порядочность, все это и есть проявления совести. Только живя вместе с ними, можно обрести душевный покой, идти дальше, прогрессировать, стремиться к совершенству. И обратный эффект будет, если совесть отодвинуть на задний план – деградация, погружение во тьму, разрушение, обеспечено.
Отношения внутри семьи, школы, места работы, основаны на совести. Например, пообещав кому-то позвонить, не сделали этого. Позволили себе опоздать на какую-либо встречу, или свидание. Вот немногие примеры, когда можно отследить проявления неуважения к окружающим людям. И совершая такие действия, абсолютно не задумываемся о чувствах человека, по отношению к которому, мы это совершили. И так всю жизнь, пока к нам не проявят неуважение.
Хочется сказать, что с малых лет нужно научиться делать, и жить по совести. Необходимо понимать, что не все в этой жизни делается, как хочется, но еще, есть слово «надо». И это слово важнее своего собственного «хочу». Только понимая, и живя по этому принципу, и понятиям совести, можно прожить счастливую, радостную, и светлую жизнь. Подобное притягивает подобное, то есть, совершая хорошие поступки, можно рассчитывать на то, что с тобой поступят точно так же. И наоборот, сделав что-то плохое, не стоит удивляться, что в скором времени, получишь той же монетой.
Вытяни совесть наружу – и тогда поймешь, что лучшего советчика просто нет в жизни.
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека» . Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.
И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной) .
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Для многих значение слова «совесть» не совсем понятно. На самом деле, все просто – благодаря совести, человек думает о своем поступке, или слове, сомневается, радуется, огорчается. Это то, что многим не дает спать ночью.
Совесть становится преградой на пути плохих действий, останавливая, и дав возможность подумать о последствиях. Возникает вопрос – откуда берутся злодеяния, почему дремлет совесть? Или, может, ее вообще нет? Отвечу – она есть у всех – просто прислушиваются к ее голосу, даже требованию, далеко не все. А многие вообще ее задвигают в глубокие тайники своей души.
Но эти люди не могут понять, что душа, это и есть его «я», и скрыться от него просто невозможно. Рано или поздно, придется расплачиваться за все содеянное не по совести.
Такие понятия, как нравственность, честность, справедливость, доброта, порядочность, все это и есть проявления совести. Только живя вместе с ними, можно обрести душевный покой, идти дальше, прогрессировать, стремиться к совершенству. И обратный эффект будет, если совесть отодвинуть на задний план – деградация, погружение во тьму, разрушение, обеспечено.
Отношения внутри семьи, школы, места работы, основаны на совести. Например, пообещав кому-то позвонить, не сделали этого. Позволили себе опоздать на какую-либо встречу, или свидание. Вот немногие примеры, когда можно отследить проявления неуважения к окружающим людям. И совершая такие действия, абсолютно не задумываемся о чувствах человека, по отношению к которому, мы это совершили. И так всю жизнь, пока к нам не проявят неуважение.
Хочется сказать, что с малых лет нужно научиться делать, и жить по совести. Необходимо понимать, что не все в этой жизни делается, как хочется, но еще, есть слово «надо». И это слово важнее своего собственного «хочу». Только понимая, и живя по этому принципу, и понятиям совести, можно прожить счастливую, радостную, и светлую жизнь. Подобное притягивает подобное, то есть, совершая хорошие поступки, можно рассчитывать на то, что с тобой поступят точно так же. И наоборот, сделав что-то плохое, не стоит удивляться, что в скором времени, получишь той же монетой.
Вытяни совесть наружу – и тогда поймешь, что лучшего советчика просто нет в жизни.