Стихотворения в прозе, созданные Иваном Сергеевичем Тургеневым на склоне лет, очень лиричны и трогают струны души каждого читателя. Это камерные, лаконичные прозаические вещи, в которых автор философствует на актуальные для него темы. Стихотворения в прозе — это не стихи в их обычном понимании, а ритмическая проза. Но они так лиричны, так звучны и мелодичны, что при чтении воспринимаются именно как стихотворные произведения. Здесь талант Ивана Сергеевича блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических стихотворений, написанных изящным слогом, отличается романтичностью, выразительными пейзажными зарисовками в реалистической или романтической манере. Нередко в них присутствует фантастический колорит.
Хотелось бы поделиться наблюдениями, на мой взгляд, перспективными для реконструкции общего смысла «Шинели» в связи с ее структурой. Остановлюсь на четырех пунктах: 1) название повести и три ее героя, 2) семантика повтора, 3) принцип зеркальной симметрии, 4) семантика размытости и относительности. Забегая вперед, сформулирую основную мысль предлагаемой интерпретации: «Шинель» — повесть о том, чтo есть человек на земле, чтo есть человеческая личность в ее социализации и самоидентификации. Не вдаваясь в исторические подробности, отмечу, что концепт личности складывается в русской культуре и обретает жизнь в русском языке 1820–1830-х годов2, наравне с представлением о чиновниках как об особом социальном слое с четкой иерархией3.
Стихотворения в прозе, созданные Иваном Сергеевичем Тургеневым на склоне лет, очень лиричны и трогают струны души каждого читателя. Это камерные, лаконичные прозаические вещи, в которых автор философствует на актуальные для него темы. Стихотворения в прозе — это не стихи в их обычном понимании, а ритмическая проза. Но они так лиричны, так звучны и мелодичны, что при чтении воспринимаются именно как стихотворные произведения. Здесь талант Ивана Сергеевича блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических стихотворений, написанных изящным слогом, отличается романтичностью, выразительными пейзажными зарисовками в реалистической или романтической манере. Нередко в них присутствует фантастический колорит.
Источник:
Хотелось бы поделиться наблюдениями, на мой взгляд, перспективными для реконструкции общего смысла «Шинели» в связи с ее структурой. Остановлюсь на четырех пунктах: 1) название повести и три ее героя, 2) семантика повтора, 3) принцип зеркальной симметрии, 4) семантика размытости и относительности. Забегая вперед, сформулирую основную мысль предлагаемой интерпретации: «Шинель» — повесть о том, чтo есть человек на земле, чтo есть человеческая личность в ее социализации и самоидентификации. Не вдаваясь в исторические подробности, отмечу, что концепт личности складывается в русской культуре и обретает жизнь в русском языке 1820–1830-х годов2, наравне с представлением о чиновниках как об особом социальном слое с четкой иерархией3.