Анализ стихотворения Апухтина «День ли царит, тишина ли ночная…»
Стихотворение «День ли царит…» написано в 1880 году сорокалетним сложившимся человеком и состоявшимся, хоть официально и не признанным поэтом. Произведение представляет собой прекрасный пример любовной лирики, это посвящение любимому человеку. Тема произведения – описание всепоглощающего чувства.
Именной характер текста – в стихотворении очень мало глаголов – позволяет точнее передать настроение и чувства поэта, зафиксировать его душевное состояние, сделать акцент на исповедальных нотках произведения.
Средства художественной выразительности, которые использует Алексей Николаевич, – это:
риторические восклицания – ими является рефрен, размещенный автором в конце каждой строфы, их можно рассматривать и как эпифору;
эллипсис – «будут ли дни …ясны, (или будут) унылы».
Непринужденная изысканность стиха Апухтина – свидетельство не только большого таланта, но и высокого профессионализма, виртуозного владения словом. Автор воспевает силу и красоту человеческого чувства, дающего силы жить и творить. Поэту есть чего страшиться – былое не оставляет его, но новое чувство вдохновляет его, делает чище, пробуждает веру. Последняя строфа – настоящая клятва в верности тяжелобольного человека, поэтому она особенно трогает душу.
Стихотворение удивительно искренне и лирически насыщено. Недаром оно положено на музыку великим русским композитором П. И. Чайковским, с которым А. Н. Апухина связывали годы тесной дружбы. Думается, Апухтина не забывают именно благодаря замечательной интерпретации Чайковского, пополнившей репертуар величайших певцов мира.
Из героев больше всего приглянулся юный Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и бюрократы, которые делали его пожелания.
2.Дружба Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова существенно отличалась от взаимоотношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были товарищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой — в чине генерал-аншефа. У обоих были характеры независимые. Дубровский, несмотря на его небогатое положение и скромную должность, отличался гордостью, нетерпением и решительностью характера, за что был уважаем Троекуровым. Он не позволял со своим другом тех грубых и жестоких шуток, которым подвергал других, а также терпел замечания, которые делал Дубровский по поводу его образа жизни. Старший Дубровский к тому же был интересным собеседником, в его отсутствие Кирила Петрович скучал. Пушкин объяснял причины их особой дружбы тем, что они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, оба овдовели, имели по одному ребенку. Иногда Троекуров высказывал мысль поженить Машу и Владимира, на что Дубровский отвечал, что муж должен быть главой семьи, а не «приказчиком избалованной бабенки» , поэтому ему лучше жениться на бедной дворяночке. Все соседи завидовали согласию, царившему между ними. По выражению автора, «нечаянный случай все расстроил» и изменил их отношения. Однажды во время осмотра псарни Дубровского оскорбил слуга Троекурова Парамошка. В ответ на это Андрей Гаврилович удалился из Покровского и потребовал, чтобы Троекуров прислал слугу на его суд, а будет воля наказать или помиловать — решит сам. Этого стерпеть не мог своенравный Троекуров и решил поставить бывшего друга на колени. Весь дальнейший сюжет романа определяется этим событием.
Объяснение:
Анализ стихотворения Апухтина «День ли царит, тишина ли ночная…»
Стихотворение «День ли царит…» написано в 1880 году сорокалетним сложившимся человеком и состоявшимся, хоть официально и не признанным поэтом. Произведение представляет собой прекрасный пример любовной лирики, это посвящение любимому человеку. Тема произведения – описание всепоглощающего чувства.
Именной характер текста – в стихотворении очень мало глаголов – позволяет точнее передать настроение и чувства поэта, зафиксировать его душевное состояние, сделать акцент на исповедальных нотках произведения.
Средства художественной выразительности, которые использует Алексей Николаевич, – это:
риторические восклицания – ими является рефрен, размещенный автором в конце каждой строфы, их можно рассматривать и как эпифору;
олицетворения – «день (тишина) царит», «сердце воспрянуло, любя», «дума наполняет»;
синтаксический параллелизм – «день ли…, тишина ли, в снах ли…»;
яркие эпитеты – «ночная тишина», «дорогое, святое в душе», «тревожные сны», «житейская борьба», «роковая дума», «вдохновенное слово», «дни ясны, унылы»;
немногочисленные метафоры – «наполняя жизнь», «призрак былого»;
синекдоха – «дорогое, святое в душе»;
инверсия – «тишина… ночная», «в снах … тревожных»;
ряды однородных членов предложения – «все та же, одна, роковая», «вера, мечты, слово, все», «помыслы, чувства, песни, силы, все»;
анафора – «все, что в душе…. – все от тебя»;
многосоюзие – «и песни, и силы»;
антонимы – «день – ночная», «ясны (веселы) – унылы»;
авторский неологизм – «загубя»;
эллипсис – «будут ли дни …ясны, (или будут) унылы».
Непринужденная изысканность стиха Апухтина – свидетельство не только большого таланта, но и высокого профессионализма, виртуозного владения словом. Автор воспевает силу и красоту человеческого чувства, дающего силы жить и творить. Поэту есть чего страшиться – былое не оставляет его, но новое чувство вдохновляет его, делает чище, пробуждает веру. Последняя строфа – настоящая клятва в верности тяжелобольного человека, поэтому она особенно трогает душу.
Стихотворение удивительно искренне и лирически насыщено. Недаром оно положено на музыку великим русским композитором П. И. Чайковским, с которым А. Н. Апухина связывали годы тесной дружбы. Думается, Апухтина не забывают именно благодаря замечательной интерпретации Чайковского, пополнившей репертуар величайших певцов мира.
Объяснение:
Из героев больше всего приглянулся юный Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и бюрократы, которые делали его пожелания.
2.Дружба Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова существенно отличалась от взаимоотношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были товарищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой — в чине генерал-аншефа. У обоих были характеры независимые. Дубровский, несмотря на его небогатое положение и скромную должность, отличался гордостью, нетерпением и решительностью характера, за что был уважаем Троекуровым. Он не позволял со своим другом тех грубых и жестоких шуток, которым подвергал других, а также терпел замечания, которые делал Дубровский по поводу его образа жизни. Старший Дубровский к тому же был интересным собеседником, в его отсутствие Кирила Петрович скучал. Пушкин объяснял причины их особой дружбы тем, что они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, оба овдовели, имели по одному ребенку. Иногда Троекуров высказывал мысль поженить Машу и Владимира, на что Дубровский отвечал, что муж должен быть главой семьи, а не «приказчиком избалованной бабенки» , поэтому ему лучше жениться на бедной дворяночке. Все соседи завидовали согласию, царившему между ними. По выражению автора, «нечаянный случай все расстроил» и изменил их отношения. Однажды во время осмотра псарни Дубровского оскорбил слуга Троекурова Парамошка. В ответ на это Андрей Гаврилович удалился из Покровского и потребовал, чтобы Троекуров прислал слугу на его суд, а будет воля наказать или помиловать — решит сам. Этого стерпеть не мог своенравный Троекуров и решил поставить бывшего друга на колени. Весь дальнейший сюжет романа определяется этим событием.