А. С. ПУШКИН «Капитанская дочка» 1.Определите жанр произведения. а)роман б)историческая повесть в)семейно-бытовая хроника г)легенда д)мемуары 2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица а)автора б)повествователя в)Маши Мироновой. г)Петра Гринева д) Пугачева 3.Авторская позиция проявляется в произведении с а)композиции б)эпиграфов в)вставных элементов г)прямой авторской оценки д)выбора героя 4. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как а)мятежник, преступник б)историческое лицо — предводитель народного восстания в)романтический герой г)простой человек, пользующийся уважением народа 5.Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина? а)сопоставления б)взаимодополнения в)антитезы г)композиционной параллели 6. Назовите художественные приемы , которые Пуш кин не использовал для создания образа Пугачева а)авторская оценка б)портрет в)отношение других персонажей г)эпиграфы д)речевая характеристика е)вставные элементы 7.В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова — а)единственный женский персонаж повести б)идейный и художественный центр повести в)возлюбленная Петра Гринева г)дочь погибшего русского офицера 8.Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. а)экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца б)завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше в)кульминация 3) детство Петруши в родовом имении г)развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести 9.С какой целью в повесть вводится сон Петруши? а)характеризует Гринева б)предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей в)характеризует Пугачева г)подчеркивает кровожадность Пугачева 10.Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспо щадный…»? а)автору б)Екатерине II в)Петруше Гриневу г)Петру Андреевичу Гриневу — автору мемуаров д)Савельичу 11.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы. Пугачев ; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы. 12.Какие фольклорные жанры использует А. С. Пуш кин для создания образа Пугачева ? а)былины б)загадки в)сказки г)песни д)пословицы, поговорки е)мифы 13.Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково. А. Сумароков»? а)«Суд» б)«Арест» в)«Приступ» г)«Незваный гость» д)«Мятежная слобода» 14.Какова основная проблематика повести «Капи танская дочка»? а)проблема любви б)проблема чести, долга и милосердия в)проблема роли народа в развитии общества г)проблема сопоставления родового и служивого дво рянства 15.Каким показан в повести Савелъич? а)забитым, безгласным крепостным б)послушным, рабски преданным своим господам человеком в)глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства г)любящим, заботливым и советчиком 16.О каких исторических событиях идет речь в по вести? а)крестьянская война под предводительством Б. Пугачева б)бунт яицкого войска в)бунт Ивана Болотникова г)поход князя Голицына на Оренбург д)стрелецкий бунт в Москве 17.Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»? а)путь, дорога б)могила в)буря, буран г)орел, ворон д)кинжал е)виселица 18.Какие черты русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева ? а)ум, сметливость б)лень, бездеятельность в)удальство, широта натуры г)склонность к пьянству д)память на добро, благодарность 19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, пол ное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть не изъяснимую ...» а) Марии Мироновой б) Василисы Егоровны в) Екатерины II г) Авдотьи Васильевны
От солдата требуется, прежде всего, выносливость и терпение; храбрость — дело второе". Наполеон I
Среди произведений о ВОВ в отдельном ряду стоят повествования о жизни простого солдата на войне. В противовес героической патетике они показывают, каково было, пусть даже кадровому военному, столкнуться с реалиями передовой.
Место подвигу, безусловно, есть и в произведении «Сашка» Кондратьева, чего стоит наброситься на врага с голыми руками, с целью добыть языка. Но автор хотел показать нам другое. Вырванный ветром войны из привычного русла молодой солдат сталкивается с разного рода приказами. И если приказы «В атаку!», «Переправа!», «Огонь!» стали за два месяца привычными, то приказ расстрелять пленного немца, осмысленно прервать чужую жизнь не в бою, остается для Сашки невыполнимым. Он терпел многое: голод, холод, грязь и вшей, ночные броски и жизнь в шалаше, но смерть так и осталась смертью.
«Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».
Жизнь продолжается и на войне. Люди воюют и любят, дружат, строят быт. Но самое главное – оставаться человеком перед лицом смерти.
1.Определите жанр произведения.
а)роман
б)историческая повесть
в)семейно-бытовая хроника
г)легенда
д)мемуары
2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица
а)автора
б)повествователя
в)Маши Мироновой.
г)Петра Гринева
д) Пугачева
3.Авторская позиция проявляется в произведении с
а)композиции
б)эпиграфов
в)вставных элементов
г)прямой авторской оценки
д)выбора героя
4. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как
а)мятежник, преступник
б)историческое лицо — предводитель народного восстания
в)романтический герой
г)простой человек, пользующийся уважением народа
5.Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина?
а)сопоставления
б)взаимодополнения
в)антитезы
г)композиционной параллели
6. Назовите художественные приемы , которые Пуш кин не использовал для создания образа Пугачева
а)авторская оценка
б)портрет
в)отношение других персонажей
г)эпиграфы
д)речевая характеристика
е)вставные элементы
7.В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова —
а)единственный женский персонаж повести
б)идейный и художественный центр повести
в)возлюбленная Петра Гринева
г)дочь погибшего русского офицера
8.Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а)экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
б)завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше
в)кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
г)развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести
9.С какой целью в повесть вводится сон Петруши?
а)характеризует Гринева
б)предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей
в)характеризует Пугачева
г)подчеркивает кровожадность Пугачева
10.Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспо щадный…»?
а)автору
б)Екатерине II
в)Петруше Гриневу
г)Петру Андреевичу Гриневу — автору мемуаров
д)Савельичу
11.Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
Пугачев ; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.
12.Какие фольклорные жанры использует А. С. Пуш кин для создания образа Пугачева ?
а)былины
б)загадки
в)сказки
г)песни
д)пословицы, поговорки
е)мифы
13.Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково. А. Сумароков»?
а)«Суд»
б)«Арест»
в)«Приступ»
г)«Незваный гость»
д)«Мятежная слобода»
14.Какова основная проблематика повести «Капи танская дочка»?
а)проблема любви
б)проблема чести, долга и милосердия
в)проблема роли народа в развитии общества
г)проблема сопоставления родового и служивого дво рянства
15.Каким показан в повести Савелъич?
а)забитым, безгласным крепостным
б)послушным, рабски преданным своим господам человеком
в)глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства
г)любящим, заботливым и советчиком
16.О каких исторических событиях идет речь в по вести?
а)крестьянская война под предводительством Б. Пугачева
б)бунт яицкого войска
в)бунт Ивана Болотникова
г)поход князя Голицына на Оренбург
д)стрелецкий бунт в Москве
17.Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а)путь, дорога б)могила
в)буря, буран г)орел, ворон
д)кинжал е)виселица
18.Какие черты русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева ?
а)ум, сметливость
б)лень, бездеятельность
в)удальство, широта натуры
г)склонность к пьянству
д)память на добро, благодарность
19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, пол ное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть не изъяснимую ...»
а) Марии Мироновой
б) Василисы Егоровны
в) Екатерины II
г) Авдотьи Васильевны
От солдата требуется, прежде всего, выносливость и терпение; храбрость — дело второе". Наполеон I
Среди произведений о ВОВ в отдельном ряду стоят повествования о жизни простого солдата на войне. В противовес героической патетике они показывают, каково было, пусть даже кадровому военному, столкнуться с реалиями передовой.
Место подвигу, безусловно, есть и в произведении «Сашка» Кондратьева, чего стоит наброситься на врага с голыми руками, с целью добыть языка. Но автор хотел показать нам другое. Вырванный ветром войны из привычного русла молодой солдат сталкивается с разного рода приказами. И если приказы «В атаку!», «Переправа!», «Огонь!» стали за два месяца привычными, то приказ расстрелять пленного немца, осмысленно прервать чужую жизнь не в бою, остается для Сашки невыполнимым. Он терпел многое: голод, холод, грязь и вшей, ночные броски и жизнь в шалаше, но смерть так и осталась смертью.
«Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».
Жизнь продолжается и на войне. Люди воюют и любят, дружат, строят быт. Но самое главное – оставаться человеком перед лицом смерти.