В 1917 году в России была великая Октябрьская Социалистическая Революция. Почти во всех сферах жизни общества произошли изменения. В том же числе были изменения и литературе. Нужны были новые образы, новые герои, с новыми идеалами, ценностями. Так, на смену Евгению Онегину, Чичикову, Печорину пришли люди из рабочего класса. Стали цениться такие качества как трудолюбие, мужество, честность, товарищество. Вся литература перестраивалась под коммунистическую идеологию. Одним из таких произведений стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это не просто интересная исто¬рия, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на реч¬ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи¬ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от¬дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со¬беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведе¬ния. Размышляя о судьбах тех, кто Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека». В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война. В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег. Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.
Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".
Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».
В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».
Одним из таких произведений стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это не просто интересная исто¬рия, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.
Сюжет рассказа не выдуман. Как то весной 1946 года автор случайно встретил на реч¬ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи¬ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от¬дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со¬беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал Шолохов замысел этого произведе¬ния. Размышляя о судьбах тех, кто Великую Отечественную войну, и вскоре за семь дней написал рассказ «Судьба человека».
В довоенное время Андрей Соколов жил обычной для советских людей жизнью. Имел любящую жену, троих детей, дом, хорошую работу. В его жизни не было ничего, что расстраивало его. Он был в достатке. Но все изменилось, когда пришла война.
В расстроенных чувствах Андрей ехал на фронт, так как жена уже попрощалась с ним навсегда. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.
Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни.
Таким образом, мы увидели Андрея Соколова храбрым, мужественным героем, характеризующего русского человека в советский период. В его облике автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.
Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.
В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".
Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».
В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».