Самодельная тряпичная кукла по имени Лялька, умеющая говорить; три старых портновских манекена с человечекими именами: Люся, Дуся и Нюся… Все это совсем не сказочная фантастика в духе Гарри Поттера, а повседневный мир, который окружает тринадцатилетнего Пашу и семилетнюю Гуль, – героев повести Дины Сабитовой “Где нет зимы”. И если прежде в своих книгах писательница ориентировалась, как правило, на детскую аудиторию, то на сей раз ее произведение адресовано, скорее, взрослым читателям. Паша и Гуль когда-то жили с мамой, – художницей, ведущей вольный образ жизни и часто куда-то исчезающую из дома. А еще у них была бабушка Шура – личность неординарная: она была портнихой на дому, курила папиросы с мундштуком и пела старинные романсы. Это она сшила для Гуль куклу Ляльку. Гуль беседовала с любимой игрушкой и утверждала, что та всегда ей отвечает, просто кроме нее этого никто не слышит. Кстати, читатели оказались в числе слышать” Ляльку. Многие главы в книге написаны именно от ее лица. Вскоре после того, как бабушка Шура умерла, мама отправилась в очередной богемный вояж и не возвращалась так долго, что у детей закончились оставленные на продукты деньги. А когда с момента ухода матери месяц, их забрали в детский Центр временного пребывания. Очень скоро выяснилось, что их мамы, увы, нет в живых… Таким, казалось бы, предсказуемым поворотом сюжета Дине Сабитовой в повести “Где нет зимы” удалось, тем не менее, выдвинуть на первый план повествования сразу несколько очень важных тем. Здесь и детское одиночество, – когда не с кем, коме куклы поделиться своими переживаниями. И вынужденное раннее взросление – Пашу в его тринадцать даже взрослые зовут “маленьким старичком”. И, наконец – проблема человеческой совести и выбора людей сострадать не на словах, а на деле. В книге есть над чем задуматься, над чем украдкой всплакнуть и чему искренне порадоваться. Повесть искренняя и очень необычная. В ней даже старый, деревянный дом, где живут дети, воспринимается как полноценный персонаж. Хотя, в отличие от Ляльки, он и не умеет говорить, зато он таинственно скрипит вехими половицами и уютно потрескивает дровами в печке и помнит слова из старого аргентинского танго, которое пела когда-то бабушка Шура. Их смыл поймут те, кто дочитает книгу до конца. Как и то, почему фразой именно из него, назвала свою повесть “Где нет зимы” Дина Сабитова.
Часть 1. Первая страна, в которую попадает судовой врач, населена лилипутами. Несмотря на маленький рост, жителям удалось пленить Гулливера. Ему приходится дать клятву верности местному императору. Главный герой правителю захватить флот другой страны, тем самым решая ход войны между двумя государствами. Кровожадный император не хочет довольствоваться разгромом только части флота, поэтому просит судового врача захватить остальную часть кораблей неприятеля. Но главный герой отказывается. За это правитель приговаривает к ослеплению. Гулливер убегает на родину.
Часть 2. Следующая стана, о которой рассказывает судовой врач, населена великанами. Главный герой из-за своих крошечных размеров становится диковинной зверюшкой, которую показывают великанам за деньги. Королева данной страны выкупает Гулливера. При дворе он беседует с королём о политической обстановке. На побережье сделали специальную коробочку для проживания главного героя. Это жилище было захвачено гигантским орлом и потеряно в открытом океане. Спустя долгое время коробочка с судовым доктором приплывает в Англию.
Часть 3. Следующим местом, куда судьба забросила Гулливера, стало королевство, почётных жителей которого отличает сильное увлечение музыкой и математикой и абсолютная рассеянность и несобранность. Лишь простой народ и дамы могут поддерживать адекватный разговор. Гулливер отправляется на близлежащий остров, где заводит знакомства с волшебниками. Они могут вызывать тени тех, кто умер. Далее судовой врач едет в государство. Там он знакомится с бессмертными, которые должны терпеть муки и болезни вечной старости. Затем главный герой попадает в Японию, после чего попадает на родину.
Часть 4. Гулливер собирает собственную команду и отправляется в очередное путешествие. Во время плавания большая часть экипажа погибла от болезни, поэтому главному герою приходится набрать новых людей. Однако они оказываются шайкой преступников, которые бросают своего капитана на необитаемом острове, где проживают разумные лошади и люди-животные. В итоге Гулливера выгоняют с острова, и он уплывает на родину.
Паша и Гуль когда-то жили с мамой, – художницей, ведущей вольный образ жизни и часто куда-то исчезающую из дома. А еще у них была бабушка Шура – личность неординарная: она была портнихой на дому, курила папиросы с мундштуком и пела старинные романсы. Это она сшила для Гуль куклу Ляльку. Гуль беседовала с любимой игрушкой и утверждала, что та всегда ей отвечает, просто кроме нее этого никто не слышит. Кстати, читатели оказались в числе слышать” Ляльку. Многие главы в книге написаны именно от ее лица.
Вскоре после того, как бабушка Шура умерла, мама отправилась в очередной богемный вояж и не возвращалась так долго, что у детей закончились оставленные на продукты деньги. А когда с момента ухода матери месяц, их забрали в детский Центр временного пребывания. Очень скоро выяснилось, что их мамы, увы, нет в живых…
Таким, казалось бы, предсказуемым поворотом сюжета Дине Сабитовой в повести “Где нет зимы” удалось, тем не менее, выдвинуть на первый план повествования сразу несколько очень важных тем. Здесь и детское одиночество, – когда не с кем, коме куклы поделиться своими переживаниями. И вынужденное раннее взросление – Пашу в его тринадцать даже взрослые зовут “маленьким старичком”. И, наконец – проблема человеческой совести и выбора людей сострадать не на словах, а на деле. В книге есть над чем задуматься, над чем украдкой всплакнуть и чему искренне порадоваться.
Повесть искренняя и очень необычная. В ней даже старый, деревянный дом, где живут дети, воспринимается как полноценный персонаж. Хотя, в отличие от Ляльки, он и не умеет говорить, зато он таинственно скрипит вехими половицами и уютно потрескивает дровами в печке и помнит слова из старого аргентинского танго, которое пела когда-то бабушка Шура. Их смыл поймут те, кто дочитает книгу до конца. Как и то, почему фразой именно из него, назвала свою повесть “Где нет зимы” Дина Сабитова.
Эта книга разделена на 4 части.
Часть 1. Первая страна, в которую попадает судовой врач, населена лилипутами. Несмотря на маленький рост, жителям удалось пленить Гулливера. Ему приходится дать клятву верности местному императору. Главный герой правителю захватить флот другой страны, тем самым решая ход войны между двумя государствами. Кровожадный император не хочет довольствоваться разгромом только части флота, поэтому просит судового врача захватить остальную часть кораблей неприятеля. Но главный герой отказывается. За это правитель приговаривает к ослеплению. Гулливер убегает на родину.
Часть 2. Следующая стана, о которой рассказывает судовой врач, населена великанами. Главный герой из-за своих крошечных размеров становится диковинной зверюшкой, которую показывают великанам за деньги. Королева данной страны выкупает Гулливера. При дворе он беседует с королём о политической обстановке. На побережье сделали специальную коробочку для проживания главного героя. Это жилище было захвачено гигантским орлом и потеряно в открытом океане. Спустя долгое время коробочка с судовым доктором приплывает в Англию.
Часть 3. Следующим местом, куда судьба забросила Гулливера, стало королевство, почётных жителей которого отличает сильное увлечение музыкой и математикой и абсолютная рассеянность и несобранность. Лишь простой народ и дамы могут поддерживать адекватный разговор. Гулливер отправляется на близлежащий остров, где заводит знакомства с волшебниками. Они могут вызывать тени тех, кто умер. Далее судовой врач едет в государство. Там он знакомится с бессмертными, которые должны терпеть муки и болезни вечной старости. Затем главный герой попадает в Японию, после чего попадает на родину.
Часть 4. Гулливер собирает собственную команду и отправляется в очередное путешествие. Во время плавания большая часть экипажа погибла от болезни, поэтому главному герою приходится набрать новых людей. Однако они оказываются шайкой преступников, которые бросают своего капитана на необитаемом острове, где проживают разумные лошади и люди-животные. В итоге Гулливера выгоняют с острова, и он уплывает на родину.