Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший своё имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград) . Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба» , которой «завидует недруг» . Олегу незримый хранитель» , поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал» , ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть примет он от коня своего. Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание: Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! Но, оказывается, кудесник не ошибся: Из мертвой главы гробовая змия. Шипя, между тем выползала. Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А. С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой» , донес до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркий, запоминающийся образ и характер.
привитие интереса к чтениюраскрытие потенциальных возможностей ребенка через игру и инсценировку;расширение и обогащение словарного запаса крылатыми выражениями из басен;развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике;воспитание у детей навыка общения, культуры поведения и чувства взаимо и ответственность каждого за успех команды.
Оформление кабинета:
1. На доске – эпиграф:
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней.
(М. Исаковский)
2. Портрет И.А. Крылова, фотография памятника баснописцу в Летнем саду. 3. Выставка книг: разные сборники басен И.А.Крылова, книги о нем и его творчестве 4. Иллюстрации Е.Рачева, А. Лаптева к басням, выставка рисунков ребят 5. Стенгазета "Басни И.А.Крылова" (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории)
Программа вечера:
I. Вступительное слово учителя об И.А.Крылове. II. Представления команд. III. Конкурсы, викторины, игры.
1. Литературная игра " Из каких басен эти строки?" ( за каждый правильный ответ)
1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ("Ворона и лисица") 2. Попался как ворона в суп! ("Ворона и курица") 3. А Ларчик просто открывался! ("Ларчик") 4. У сильного всегда бессильный виноват ("Волк и ягненок") 5. С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой! ("Волк на псарне") 6. … Рыльце у тебя в пуху! ("Лисица и сурок") 7. Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! ("Стрекоза и муравей") 8. Над хвастунами хоть смеются, А часто в деле им доли достаются. ("Заяц на ловле") 9. Прощай, хозяйские горшки! ("Обоз") 10. Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. ("Петух и жемчужное зерно") 11. Ай, Моська знать она сильна, Что лает на Слона! ("Слон и Моська") 12. Трудишься много ты, да пользы в этом нет! ("Обезьяна") 13. Услужливый дурак опаснее врага. ("Пустынник и Медведь") 14. А Васька слушает да ест. ("Кот и Повар") 15. Сильнее кошки зверя нет. ("Мышь и Крыса") 16. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! ("Чиж и Голубь") 17. Слона то я и не приметил! ("Любопытный") 18. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. ("Лев и Человек") 19. Это, щука, тебе наука, Вперед умнее быть, И за мышами не ходить! ("Щука и Кот") 20. Ты сер, а я, приятель, сед! ("Волк на псарне")
2. Игра "Сума с потерянными и найденными вещами" (Правильный ответ – 1 очко).
Определить, кому принадлежат вещи, из какой басни И.А.Крылова
3. Вопросы команд друг другу (Правильный ответ – )
Вопросы готовятся заранее, дома. Вопросы могут быть и на знание басен, и на знание фактов из жизни И.А.Крылова.
4. Конкурс знатоков иллюстраций к басням (За правильный полный ответ – ).
Назвать автора иллюстрации и басню, к которой выполнена иллюстрация. Заранее в классе проводилась беседа об особенностях творческого метода и художественного видения художников Е.Рачева, А.Лаптева.
5. Игра "Кто больше?" (Каждая правильно названная басня – )
Назвать как можно больше басен, героями которых являются лиса, волк и т.д.
Лиса.1. Ворона и Лисица. 2. Лисица и Виноград. 3. Добрая Лисица. 4. Лисица и Сурок. 5. Лев и Лисица. 6. Лев, Серна и Лиса. 7. Лисица и Осел. 8. Лиса-строитель. 9. Лиса. 10. Волк и Лисица.Волк1. Волк и Ягненок. 2. Волк на псарне. 3. Волк и Волчонок. 4. Волк и Кот. 5. Лев и Волк. 6. Волк и овцы. 7. Волк и Лисица. 8. Волк и Мышонок. 9. Волк и пастухи.
6. Творческий конкурс
а) Прочитайте басню русского поэта XVIII века И.И.Хемницера и сочините к ней мораль:
Обоз
Шел некогда обоз; А в том обозе был престранный воз, Что перед прочими казался он возами, Какими кажутся слоны перед комарами. Не возик и не воз, возище то валит. Но чем сей барин – воз набит? Пузырями.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Но, оказывается, кудесник не ошибся:
Из мертвой главы гробовая змия.
Шипя, между тем выползала.
Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А. С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой» , донес до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркий, запоминающийся образ и характер.
Цели:
привитие интереса к чтениюраскрытие потенциальных возможностей ребенка через игру и инсценировку;расширение и обогащение словарного запаса крылатыми выражениями из басен;развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике;воспитание у детей навыка общения, культуры поведения и чувства взаимо и ответственность каждого за успех команды.Оформление кабинета:
1. На доске – эпиграф:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
(М. Исаковский)
2. Портрет И.А. Крылова, фотография памятника баснописцу в Летнем саду.
3. Выставка книг: разные сборники басен И.А.Крылова, книги о нем и его творчестве
4. Иллюстрации Е.Рачева, А. Лаптева к басням, выставка рисунков ребят
5. Стенгазета "Басни И.А.Крылова" (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории)
Программа вечера:
I. Вступительное слово учителя об И.А.Крылове.
II. Представления команд.
III. Конкурсы, викторины, игры.
1. Литературная игра " Из каких басен эти строки?"
( за каждый правильный ответ)
1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ("Ворона и лисица")
2. Попался как ворона в суп! ("Ворона и курица")
3. А Ларчик просто открывался! ("Ларчик")
4. У сильного всегда бессильный виноват ("Волк и ягненок")
5. С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой! ("Волк на псарне")
6. … Рыльце у тебя в пуху! ("Лисица и сурок")
7. Ты все пела? Это дело!
Так поди же, попляши! ("Стрекоза и муравей")
8. Над хвастунами хоть смеются,
А часто в деле им доли достаются. ("Заяц на ловле")
9. Прощай, хозяйские горшки! ("Обоз")
10. Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. ("Петух и жемчужное зерно")
11. Ай, Моська знать она сильна,
Что лает на Слона! ("Слон и Моська")
12. Трудишься много ты, да пользы в этом нет! ("Обезьяна")
13. Услужливый дурак опаснее врага. ("Пустынник и Медведь")
14. А Васька слушает да ест. ("Кот и Повар")
15. Сильнее кошки зверя нет. ("Мышь и Крыса")
16. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! ("Чиж и Голубь")
17. Слона то я и не приметил! ("Любопытный")
18. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. ("Лев и Человек")
19. Это, щука, тебе наука,
Вперед умнее быть,
И за мышами не ходить! ("Щука и Кот")
20. Ты сер, а я, приятель, сед! ("Волк на псарне")
2. Игра "Сума с потерянными и найденными вещами"
(Правильный ответ – 1 очко).
Определить, кому принадлежат вещи, из какой басни И.А.Крылова
1. Кость. ("Собачья дружба", "Волк и Журавль")
2. Очки. ("Мартышка и очки")
3. Зеркало. ("Зеркало и Обезьяна")
4. Ноты. ("Квартет")
5. Жемчужное зерно. ("Петух и Жемчужное зерно")
6. Бочка. ("Обоз", "Две бочки")
7. Тарелка. ("Демьянова уха")
8. Хворостина. ("Гуси")
9. Булыжник. (Пустынник и Медведь)
10. Гребень. ("Гребень")
11. Чурбан. ("Обезьяна")
12. Бумажные цветы. ("Цветы")
13. Топор. ("Дерево")
14. Бабочки. ("Любопытный")
15. Черепок от глиняного горшка. ("Обоз")
3. Вопросы команд друг другу
(Правильный ответ – )
Вопросы готовятся заранее, дома. Вопросы могут быть и на знание басен, и на знание фактов из жизни И.А.Крылова.
4. Конкурс знатоков иллюстраций к басням
(За правильный полный ответ – ).
Назвать автора иллюстрации и басню, к которой выполнена иллюстрация. Заранее в классе проводилась беседа об особенностях творческого метода и художественного видения художников Е.Рачева, А.Лаптева.
5. Игра "Кто больше?"
(Каждая правильно названная басня – )
Назвать как можно больше басен, героями которых являются лиса, волк и т.д.
Лиса.1. Ворона и Лисица.2. Лисица и Виноград.
3. Добрая Лисица.
4. Лисица и Сурок.
5. Лев и Лисица.
6. Лев, Серна и Лиса.
7. Лисица и Осел.
8. Лиса-строитель.
9. Лиса.
10. Волк и Лисица.Волк1. Волк и Ягненок.
2. Волк на псарне.
3. Волк и Волчонок.
4. Волк и Кот.
5. Лев и Волк.
6. Волк и овцы.
7. Волк и Лисица.
8. Волк и Мышонок.
9. Волк и пастухи.
6. Творческий конкурс
а) Прочитайте басню русского поэта XVIII века И.И.Хемницера и сочините к ней мораль:
Обоз
Шел некогда обоз;
А в том обозе был престранный воз,
Что перед прочими казался он возами,
Какими кажутся слоны перед комарами.
Не возик и не воз, возище то валит.
Но чем сей барин – воз набит?
Пузырями.
б) Составьте центон из басен Крылова.
7. Инсценировка басен
(Высший – 5. За оригинальность костюма + )
8. Подведение итогов, награждение победителей
Библиография
1. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости – М., 1974.
2. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л., 1973.
3. Калганова Т. Анализ басен Крылова И.А. // Литература, № 1, 2006, стр.6–8.
4. Крыловский вечер в школе. – Детгиз, 1969.
5. Крылов И.А. Басни. – М., 1984.
6. Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся // Литература, № 14, 2005 стр. 12–14.
7. Харина Л. Изучения басен на уроках литературы в 6-м классе // Литература, № 5, 2005, стр. 3–10.