«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 32) – произведение отличается романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя.
Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842).
В поэме «Мёртвые души» (1-й том — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.
Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критику В. Г. Белинского.
Тема 1.6 «Петербургские повести»(1835-1842)
«Петербургские повести»(1835-1842) - «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумашедшего», «Рим». Произведения, входящие в этот цикл, объединены общим местом действия: все события происходят в Санкт-Петербурге. Каждая повесть – сочетание фантастического происшествия и реально-бытовых подробностей в описании жизни чиновничьего Петербурга. В основе повестей лежит гротеск.
«Портрет»
Композиция. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
Повесть рассказывает о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в азиатском костюме, Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: они «обладали странною живостью». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.
Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.
Разбогатев, Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты.
Он становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им овладевает зависть– он начинает скупать лучшие картины с одной целью: разрезать их на куски. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Маленькая девочка Оля "две русые косы с бантом и два больших голубых глаза",обладает скверным характером:"С твоим характером, — произнес, наконец, звенящий голос, — опасно очутиться по ту сторону зеркала." Она ленивая,несобранная растеряха:"Ах, Оля, Оля, какая ты растеряшка!"Видишь, какая ты рассеянная, Оля!" Оля грубит бабушке,она не сдержанная и не воспитанная:"Отстань! Ну что ты ко мне пристала?" Ольга врушка и скандалит с подругами,сама являясь проблемой ссор:«Больно!», хотя на самом деле больно ничуточки не было. Ольга трусиха:"А темноты она боялась больше всего."она часто ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем." Но Ольга добрая,может быть решительной и совершать поступки:"хорошая девочка… Я вижу добрые глаза — значит, и сердечко у тебя доброе" Яло-это отражение Оли в зеркале,она робкая и нерешительная,всегда следует за своим оригиналом и не имеет своего мнения. Когда Оля вернулась из Королевства Кривых Зеркал,то она сильно изменилась:" Как будто год не виделись"-сказала бабушка. Ольга стала решительной смелой,она научилась вежливости,нашла друзей,которых смогла выручить из беды:"Эта девочка, — крикнула тетушка Аксал, — пришла из чудесной страны, где сердца всех людей благородны и отважны!" Они с Яло смело идут к цели:"Ничто не остановит нас,Когда нам цель ясна!" Оля поняла свои ошибки и увидела недостатки: "Я раньше даже и представить себе не могла, что маленькие недостатки могут так помешать в трудную минуту!" Оля "посмотрела на себя со стороны." Яло обрела уверенность и стала другой тоже: " что ты научила меня быть смелой и доброй."
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 32) – произведение отличается романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя.
Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842).
В поэме «Мёртвые души» (1-й том — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.
Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критику В. Г. Белинского.
Тема 1.6 «Петербургские повести»(1835-1842)
«Петербургские повести»(1835-1842) - «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумашедшего», «Рим». Произведения, входящие в этот цикл, объединены общим местом действия: все события происходят в Санкт-Петербурге. Каждая повесть – сочетание фантастического происшествия и реально-бытовых подробностей в описании жизни чиновничьего Петербурга. В основе повестей лежит гротеск.
«Портрет»
Композиция. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
Повесть рассказывает о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в азиатском костюме, Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: они «обладали странною живостью». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.
Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.
Разбогатев, Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты.
Он становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им овладевает зависть– он начинает скупать лучшие картины с одной целью: разрезать их на куски. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Она ленивая,несобранная растеряха:"Ах, Оля, Оля, какая ты растеряшка!"Видишь, какая ты рассеянная, Оля!"
Оля грубит бабушке,она не сдержанная и не воспитанная:"Отстань! Ну что ты ко мне пристала?"
Ольга врушка и скандалит с подругами,сама являясь проблемой ссор:«Больно!», хотя на самом деле больно ничуточки не было.
Ольга трусиха:"А темноты она боялась больше всего."она часто ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем."
Но Ольга добрая,может быть решительной и совершать поступки:"хорошая девочка… Я вижу добрые глаза — значит, и сердечко у тебя доброе"
Яло-это отражение Оли в зеркале,она робкая и нерешительная,всегда следует за своим оригиналом и не имеет своего мнения.
Когда Оля вернулась из Королевства Кривых Зеркал,то она сильно изменилась:" Как будто год не виделись"-сказала бабушка.
Ольга стала решительной смелой,она научилась вежливости,нашла друзей,которых смогла выручить из беды:"Эта девочка, — крикнула тетушка Аксал, — пришла из чудесной страны, где сердца всех людей благородны и отважны!"
Они с Яло смело идут к цели:"Ничто не остановит нас,Когда нам цель ясна!"
Оля поняла свои ошибки и увидела недостатки: "Я раньше даже и представить себе не могла, что маленькие недостатки могут так помешать в трудную минуту!"
Оля "посмотрела на себя со стороны."
Яло обрела уверенность и стала другой тоже: " что ты научила меня быть смелой и доброй."