Наверное,ни одно имя мифического героя не имело такой популярности,как имя титана прометея.мне кажется,что это произошло потому,что не было в мифологии героя,который так много сделал для людей.он несчастных смертных,какие жилы жизням еще во времена титана крона и должны были погибнуть от гнева громовержца зевса.прометей понимал,что не может защитить людей,спрятав их в пещеры или в леса.никто и нигде не мог спрятаться от вездесущего глаза богов.человечество было обречено на гибель и спасти его могло лишь понимание того,что происходит в природе.ум,знание законов природы,умение приспосабливаться к положению и противостоять ему,ремесла делали людей сильными,отважными.за мифом прометей подтолкнул людей к занятием искусством,ремесла,к тому,чтобы они научились мечтать и верить в будущее.вооруженные знаниями и умениям,люди больше не приходили в ужас богов и,продолжая уважать их силу ,имели большую надежду на себя. прометей был бессмертный,а потому целые возрасты износил тяжёлые мучения,на которых его обрёк зевс.ему достаточно было подчиниться громовержцу,попросить извинение за совершенное,и зевс с радостью принял бы титана на олимп.но зевс хотел узнать от прометея о своей судьбе,ведь титан сказал,что настанет время-и сын земной женщины снимет верховного бога из трона.как же хотелось громовержцу в знати имя героя,чтобы ещё в колыбели уничтожить его. и прометей мужественно снёс все издательства,не подчинился злой воле тирана.мифический образ прометея стал для человечества олицетворением силы,мужества,самопожертвования ради других.бога были развенчанные,в них перестали верить,а прометей навсегда остался примером в жизни. прометеями стали называть людей,которые жертвовали жизнями ради других,оставались верными своему слову.
Сюжет- Действие происходит в 1920-х годах. Героиня — выпускница курсов Мария Никифоровна Нарышкина — получает направление в дальнее село Хошутово, граничащее сосреднеазиатской пустыней. Прибыв к месту назначения, молодая учительница видит населённый пункт с каменной школой, чахлым кустарником и сугробами песка. Повседневная жизнь крестьян сосредоточена вокруг чистки изб и дворов от песчаных заносов.
Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.
На третий год село подвергается набегу кочевников и возвращается к прежнему — дореформенному — состоянию; исчезают зелёные насаждения, пропадает вода. Разгневанная Нарышкина пытается вступает в диалог с вождём племени; в ответ на её претензии тот поясняет, что в действиях его людей нет злого умысла. Отметив про себя, что вождь неглуп, Мария Никифоровна отправляется с докладом в отдел народного образования. Заведующий, выслушав учительницу, предлагает ей переехать в Сафуту — село, в котором живут кочевники. Они тоже должны получить знания о культуре песков. Нарышкина колеблется; ей не даёт покоя вопрос, должна ли она отказаться от личной жизни ради преобразования пустынных земель. Тем не менее молодая женщина соглашается. Чиновник, не скрывая удивления, признаёт, что Мария Никифоровна могла бы управлять «не только школой, но и целым народом».
Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.
На третий год село подвергается набегу кочевников и возвращается к прежнему — дореформенному — состоянию; исчезают зелёные насаждения, пропадает вода. Разгневанная Нарышкина пытается вступает в диалог с вождём племени; в ответ на её претензии тот поясняет, что в действиях его людей нет злого умысла. Отметив про себя, что вождь неглуп, Мария Никифоровна отправляется с докладом в отдел народного образования. Заведующий, выслушав учительницу, предлагает ей переехать в Сафуту — село, в котором живут кочевники. Они тоже должны получить знания о культуре песков. Нарышкина колеблется; ей не даёт покоя вопрос, должна ли она отказаться от личной жизни ради преобразования пустынных земель. Тем не менее молодая женщина соглашается. Чиновник, не скрывая удивления, признаёт, что Мария Никифоровна могла бы управлять «не только школой, но и целым народом».