Не потерял, а нашел
Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:
– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.
Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате при
К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.
Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.
– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?
– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашел.
– Что же я нашел, отец?
– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.
2. Объясни смысл «к лопате при
3. Составь 1 «тонкий» и 1 «толстый» вопросы …
изысканная просвещенность, европейская цивилизованность верейского находятся в резком контрасте с невежеством, грубостью троекурова . обходительность вельможи оттеняет властность местного царька. это противопоставление фигур верейского и троекурова в романе для пушкина имело принципиальный смысл. драматизм происходящего объясняется не злым правом, природным самодурством троекурова, но социальным разделением людей (и в этом отличие истинно реалистической позиции пушкина от просветителей xviii века) . пушкину важно было показать, что просвещенность верейского в конце концов оказывается не менее жестокой по своим последствиям, чем варварская необузданность троекурова . обаяние верейского действует на юных читателей, как поначалу и на машу троекурову . читатели открывают, как жесток верейский . он сватается к девушке, которая его не любит и для которой брак с ним будет несчастьем. он показывает письмо марии кириловны, написанное в надежде на его великодушие, отцу, своенравие которого верейскому известно. князь стреляет в дубровского, хотя тот не пытается прибегнуть к насилию. утонченность манер верейского, его пресыщенность, неестественность, над которой иронизирует пушкин, так далеки от благородства, порядочности, гуманности.
у пушкина характер героя мотивируется всем строем событий и отношений в романе. «богатство, знатный род и связи» развивают в троекурове властолюбие, тщеславие, своенравие и капризы, необузданность желаний, грубость и презрительную надменность. всесилие превращает его в самовлюбленного и нетерпеливого тирана. представители власти униженно лебезят перед троекуровым, добиваясь его расположения и выполняя его прихоти. заседатель шабашкин, прежний и новый исправник, судья и приказные оказываются не слугами закона, а прислужниками троекурова .
тщеславное желание породниться с князем побуждает троекурова отдать машу за верейского . даже в церкви троекуров ведет себя «с гордым смирением» . в троекурове не заглушена совесть. он первый поехал мириться к андрею гавриловичу дубровскому, он умеет оценить независимость дефоржа и достоинства смелого разбойника дубровского. вместе с тем верейский и троекуров при всей разнице между ними оказываются виновниками несчастья марьи кириловны. поражение владимира дубровского конкретно связано также с ними. троекуров дает возможность обнаружить «шайку» дубровского, верейский ранит его.