Первая трудность, с которой могут столкнуться не ученики, а организаторы экзамена, — отсутствие этого стихотворения в большинстве изданий лирики Бунина. Поэтому лучше обратимся сразу к собраниям сочинений Бунина.
Вторая трудность — уже для учеников — необычность формы и сложное философское содержание. «Летняя ночь» написана белым стихом, границы предложений не совпадают с границами строк, отчего создается впечатление естественной, но при этом ритмизированной речи. Стихотворение состоит из двух частей: первая — это сцена разговора матери и ребенка, сидящих летней ночью на ступенях, ведущих в сад, — сцена эта объединена с пейзажной зарисовкой; вторая часть — это последние три строки, которые возводят первую часть на уровень философского символа.
У ребенка худое личико. Сонный ребенок просит звезду. Символом чего для человека является звезда? Как можно понять желание ребенка? Какие поэты обращались к образу звезды? Вспомним Тютчева, Фета, Маяковского.
Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер». Он был написан в 1887 году.
Здесь рассказывается про воспоминания, которые сохранились о детстве автора. Он вспоминает и подробно рассказывает о своей маме, а также о доме, в котором не только родился, но и вырос. Здесь всегда тебя ждут и радуются вместе с тобой каждому моменту. Только здесь о тебе будут заботиться, и любить самой чистой любовью. А также в своем доме всегда спокойно и ты чувствуешь себя спокойно и легко. Родители всегда стараются сделать все для того чтобы уберечь своего ребенка от всех бед и несчастья, которые постоянно ходят за каждым человеком.
Как только начинаешь читать первые строчки стихотворения, то сразу же на себе можно ощутить ту непогоду, которая описывается в нем. Здесь описывается зима, а любая зима не обойдется без бурь, сильного ветра и много снега. А люди тем временем сидят дома и смотрят в окно, где происходит все это. В отличие от улицы дома всегда тепло и уютно и порой даже не хочется выходить на улицу и морозиться. Маленького мальчика убаюкивает мама и, хотя он и боится сильного ветра, который стучится постоянно в окна и от этого очень сильно напуган. Но мама поет замечательную, тихую и интересную песенку, которая уносит ребенка в сон, где нет ничего страшного. Также мама знакомит своего ребенка с летом, с которым он в будущем встретиться и насладиться его красотой и теплом. Когда рядом находится любимый и родной человек ничего не страшно и потихоньку ребенок начал слушаться свою маму и засыпать под ее нежный и красивый голос.
Мама рассказывает своему ребенку о прекрасном и очень хорошем мире, где нет никогда боли и несчастья. А также здесь постоянно царит хорошая погода. Все ее слова выражаются при специальных глаголов. Лишь в самом конце появляются слова автора, где он вспоминает свое детство. Конечно, с этого момента очень много времени, но автор все прекрасно помнит. Все эти моменты постоянно ему справиться со всеми бедами и несчастьями, которые время от времени происходят в жизни Бунина. Он понимает, что ему никогда не вернутся в те моменты и от этого он получает вдохновение для того чтобы создавать новые произведения и радовать ими своих читателей. Родители заложили в него стержень, который и выжить в непростых жизненных ситуациях.
Анализ 2
В этом стихотворении автор рисует картину – воспоминания об одном зимнем вечере, о совете мамы, о прекрасных мечтах и снах.
Произведение и начинается со слова «помню», от лица самого поэта. Рисуется автором долгий вечер, мрак и холод. Свет от лампады здесь льётся, как вода. Поэт одухотворяет вьюгу, которая воет у окна. От этого ощущение тоски.
И тут читатель будто слышит голос мамы, которая шепчет герою-поэту. Она даёт совет своему дорогому сыну. Чтобы заснуть в такой тревожный вечер, чтобы снова стать бодрым и веселым, нужно отвлечься. (А если спать в тревоге, то можно проснуться разбитым!) Мама советует забыть о вьюге, а представить полдень в лесу, звуки лета, тепло… Такая визуализация! Тут и лес, как живой, шепчет. Нужно ощутить шум берёз, летний зной. Мама переносит поэта не в абстрактное лето, а в их конкретный лес. Она уточняет, что там (у межи) рожь, которая «ходит» медленными волнами. Всё так плавно, что это похоже на укачивание, на колыбель. Сын, конечно, уже взрослый – его не взять на ручки, но материнское сердце находит возможность .
Чуть больше трёх строф занимает зарифмованная речь мамы. Далее герой поясняет, что точно и доверчиво (конечно, маме нужно доверять) следовал совету. Совет он называет знакомым, поэтому, возможно, слышит он его уже не в первый раз. И по этому самому совету, поэт засыпает в мечтах.
В последней строфе поэт показывает «структуру» своего сна, что было бы интересно даже для психологов, врачей. Он говорит, что с тихим сном соединялись те самые мечты, которые ему подсказала мама. Он будто слышал шум колосьев, шелест листьев на берёзах. И колосья здесь зреющие, то есть поэт отлично их представил.
В стихотворении есть высокая лексика: «грёзы», «внимать»… Но её не слишком много. Прямая речь мамы не торжественная, но и не такая простая (точно не деревенская, хотя они, кажется, в избе – в деревне). Стихотворение наполнено нежностью, ритм спокойный, есть красивые эпитеты и метафоры, но произведение ими не переполнено. В произведении только шесть строф по четыре строки, речь мамы ещё «захватывает» одну строку дополнительно и отдельно. Всё звучит легко и гармонично.
Источник: Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс
Объяснение:
Первая трудность, с которой могут столкнуться не ученики, а организаторы экзамена, — отсутствие этого стихотворения в большинстве изданий лирики Бунина. Поэтому лучше обратимся сразу к собраниям сочинений Бунина.
Вторая трудность — уже для учеников — необычность формы и сложное философское содержание. «Летняя ночь» написана белым стихом, границы предложений не совпадают с границами строк, отчего создается впечатление естественной, но при этом ритмизированной речи. Стихотворение состоит из двух частей: первая — это сцена разговора матери и ребенка, сидящих летней ночью на ступенях, ведущих в сад, — сцена эта объединена с пейзажной зарисовкой; вторая часть — это последние три строки, которые возводят первую часть на уровень философского символа.
У ребенка худое личико. Сонный ребенок просит звезду. Символом чего для человека является звезда? Как можно понять желание ребенка? Какие поэты обращались к образу звезды? Вспомним Тютчева, Фета, Маяковского.
Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер». Он был написан в 1887 году.
Здесь рассказывается про воспоминания, которые сохранились о детстве автора. Он вспоминает и подробно рассказывает о своей маме, а также о доме, в котором не только родился, но и вырос. Здесь всегда тебя ждут и радуются вместе с тобой каждому моменту. Только здесь о тебе будут заботиться, и любить самой чистой любовью. А также в своем доме всегда спокойно и ты чувствуешь себя спокойно и легко. Родители всегда стараются сделать все для того чтобы уберечь своего ребенка от всех бед и несчастья, которые постоянно ходят за каждым человеком.
Как только начинаешь читать первые строчки стихотворения, то сразу же на себе можно ощутить ту непогоду, которая описывается в нем. Здесь описывается зима, а любая зима не обойдется без бурь, сильного ветра и много снега. А люди тем временем сидят дома и смотрят в окно, где происходит все это. В отличие от улицы дома всегда тепло и уютно и порой даже не хочется выходить на улицу и морозиться. Маленького мальчика убаюкивает мама и, хотя он и боится сильного ветра, который стучится постоянно в окна и от этого очень сильно напуган. Но мама поет замечательную, тихую и интересную песенку, которая уносит ребенка в сон, где нет ничего страшного. Также мама знакомит своего ребенка с летом, с которым он в будущем встретиться и насладиться его красотой и теплом. Когда рядом находится любимый и родной человек ничего не страшно и потихоньку ребенок начал слушаться свою маму и засыпать под ее нежный и красивый голос.
Мама рассказывает своему ребенку о прекрасном и очень хорошем мире, где нет никогда боли и несчастья. А также здесь постоянно царит хорошая погода. Все ее слова выражаются при специальных глаголов. Лишь в самом конце появляются слова автора, где он вспоминает свое детство. Конечно, с этого момента очень много времени, но автор все прекрасно помнит. Все эти моменты постоянно ему справиться со всеми бедами и несчастьями, которые время от времени происходят в жизни Бунина. Он понимает, что ему никогда не вернутся в те моменты и от этого он получает вдохновение для того чтобы создавать новые произведения и радовать ими своих читателей. Родители заложили в него стержень, который и выжить в непростых жизненных ситуациях.
Анализ 2
В этом стихотворении автор рисует картину – воспоминания об одном зимнем вечере, о совете мамы, о прекрасных мечтах и снах.
Произведение и начинается со слова «помню», от лица самого поэта. Рисуется автором долгий вечер, мрак и холод. Свет от лампады здесь льётся, как вода. Поэт одухотворяет вьюгу, которая воет у окна. От этого ощущение тоски.
И тут читатель будто слышит голос мамы, которая шепчет герою-поэту. Она даёт совет своему дорогому сыну. Чтобы заснуть в такой тревожный вечер, чтобы снова стать бодрым и веселым, нужно отвлечься. (А если спать в тревоге, то можно проснуться разбитым!) Мама советует забыть о вьюге, а представить полдень в лесу, звуки лета, тепло… Такая визуализация! Тут и лес, как живой, шепчет. Нужно ощутить шум берёз, летний зной. Мама переносит поэта не в абстрактное лето, а в их конкретный лес. Она уточняет, что там (у межи) рожь, которая «ходит» медленными волнами. Всё так плавно, что это похоже на укачивание, на колыбель. Сын, конечно, уже взрослый – его не взять на ручки, но материнское сердце находит возможность .
Чуть больше трёх строф занимает зарифмованная речь мамы. Далее герой поясняет, что точно и доверчиво (конечно, маме нужно доверять) следовал совету. Совет он называет знакомым, поэтому, возможно, слышит он его уже не в первый раз. И по этому самому совету, поэт засыпает в мечтах.
В последней строфе поэт показывает «структуру» своего сна, что было бы интересно даже для психологов, врачей. Он говорит, что с тихим сном соединялись те самые мечты, которые ему подсказала мама. Он будто слышал шум колосьев, шелест листьев на берёзах. И колосья здесь зреющие, то есть поэт отлично их представил.
В стихотворении есть высокая лексика: «грёзы», «внимать»… Но её не слишком много. Прямая речь мамы не торжественная, но и не такая простая (точно не деревенская, хотя они, кажется, в избе – в деревне). Стихотворение наполнено нежностью, ритм спокойный, есть красивые эпитеты и метафоры, но произведение ими не переполнено. В произведении только шесть строф по четыре строки, речь мамы ещё «захватывает» одну строку дополнительно и отдельно. Всё звучит легко и гармонично.
Источник: Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс