"Не жалею, не зову, не плачу..."
Сделайте анализ стихотворения по схеме:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Жанр. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
4. Тема (1 слово или словосочетание), идея стихотворения (1-2 предложения)
5. Образы стихотворения.
6. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
1. эпитет - художественное определение;
2.сравнение – сопоставление предметов и явлений;
3.ирония - скрытая насмешка;
4.гипербола - художественное преувеличение;
5.литота - художественное преуменьшение;
6.олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
7.метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
8.перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
9.паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:
1. повторы (рефрен);
2. риторический во обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
3. антитеза (противопоставление);
4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
1. аллитерация - повторение одинаковых согласных;
2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
7. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
В). верлибр (свободный или белый стих)
8. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
10. Ваши впечатления о стихотворении.
Есть женщины в русских селеньях..."
(По произведениям Н. А. Некрасова)
Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов
Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными дей¬ствующими лицами являются русские женщины. С исчерпы¬вающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поража¬ющих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Рус¬ские женщины", "Орина, мать солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он пережи¬вал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:
Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома! —
говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая един¬ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихо¬творения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился...
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка.
В произведениях поэта возникает согретый авторской лю¬бовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу — сестра некрасовских декабристок.
Когда-то в молодости она:
Красотою дивила, была
и ловка, и сильна,
но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он гово¬рит, обращаясь к крестьянке:
Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.
Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.
Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизо¬дах поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и целиком посвя¬щена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской - крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей "счастье в девках выпало: у нее была "хорошая, непьющая семья", — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".
Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была... —
говорит о себе Матрена.
В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труже¬ницы:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "по¬пала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, по¬стоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".
Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело — между бабами счаст¬ливую искать".
Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь ее сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловес¬ную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с гневом на сердце". ..и т.д...
Справедливо ли это утверждение? Думаю, да. Ведь недаром в народе бытуют поговорки: «смелость города берёт»; «смелого пуля боится, смелого штык не берёт»; «где смелость, там и победа». В литературе есть много произведений, подтверждающих, что смелым людям сопутствует удача и судьба оберегает их от бед. Иллюстрацией достоверности этого утверждения может служить повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Правда, в тексте произведения используется не слово «судьба», то есть не простое стечение обстоятельств, а слово «провидение», означающее высшую божественную силу, направляющую судьбы людей и всего мира к благу. А.С.Пушкин описывает в повести ситуации, когда Пётр Гринёв проявляет смелость. Но писатель обращает наше внимание на то, что главный герой совершает смелые поступки не ради бездумного бахвальства и самолюбования и даже не для собственной выгоды, а с истинно благородными целями. Давайте задумаемся, что побуждает семнадцатилетнего Петрушу вызвать на дуэль Швабрина? Ведь он знает, что Швабрин оказался в Белогорской крепости, убив поручика в таком же поединке. УБРАТЬ РЕКЛАМУ, ПОДПИШИСЬ powered by Push.World Несмотря на это, Пётр храбро бросается на защиту честного имени капитанской дочки Маши Мироновой! Значит, смелостью Гринёва движет настоящее благородство! Автор повести много раз ставит своего героя перед выбором: смалодушничать, чтобы остаться в живых, или быть верным присяге, долгу, чести, рискуя погибнуть. Пётр Гринёв не трусит даже перед лицом смерти. Он, в отличие от Швабрина, не переходит на сторону Пугачёва, прямо отвечая ему, что не может идти против своей чести и христианской совести. И Пугачёв, поражённый искренностью Гринёва, не только отпускает его, но и оказывает при освобождении Маши из рук Швабрина. Поистине, смелым судьба! Пушкин приводит немало примеров, доказывающих, что судьба хранит главных героев повести. Например, когда гусары задерживают Петра с Машей, принимая их за приспешников Пугачёва, то снова вмешивается провидение: влюблённые попадают к знакомому майору Зурину, и всё заканчивается благополучно. Нельзя не вспомнить и о смелости Маши Мироновой. В Белогорской крепости капитанскую дочку считают трусихой: она падает в обморок, услышав пушечный залп, робеет и краснеет во время разговора. Но какую силу духа проявляет она, не поддаваясь угрозам и издевательствам Швабрина, заставляющего её выйти за него замуж! А поняв, что Пётр Гринёв может попасть на каторгу, она отваживается искать заступничества у самой императрицы, бросаясь на защиту своего любимого! И, конечно же, провидение ей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что смелым судьба. Ведь смелые не бездействуют, не сидят в своей норке, как сказочный премудрый пескарь, который «жил - дрожал и умирал - дрожал». Смелые решительно идут навстречу опасностям и преодолевают преграды, встающие на их пути. Главное помнить, что смелость надо проявлять ради благородной цели. И тогда судьба обязательно придет.