Андрий: влюбчивый,более любознательный чем остап. суровый и непреклонный тарас бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. он не был создан для семейного очага. его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в сечь, к казакам. здесь его подлинная стихия. гоголь пишет о нем: "весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава". человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению гоголя: "точно необыкновенное явление силы". тарас бульба - это мудрый и опытный вожак казацкого войска. его "отличали" "умение двигать войском и сильная ненависть к врагам". вместе с тем тарас не противопоставлен окружающей среде. он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них. образ тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. в нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: "знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ ". вся жизнь тараса была неразрывно связана с сечью. служению товариществу, отчизне он отдавал всего себя безраздельно. ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам сечи, он беспощаден к изменникам и трусам. сколько отваги в поведении тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать остапа! потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. "затерявшись в толпе чужих людей, тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. что почувствовал старый тарас, когда увидел своего остапа? "что было тогда в его сердце? " - восклицает гоголь. но ничем не выдал своего страшного напряжения тарас. глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: "добре, сынку, добре! " столь же крупно и выразительно раскрывается характер тараса в трагическом конфликте с андреем. любовь не принесла андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от отчизны. такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: "пропал, пропал бесславно, как подлая ". измену родине никто не может ни искупить, ни оправдать. писатель рисует огромное нравственное превосходство тараса и его соратников над андреем. до чего мерзок человек, предавший свою родину! и жизнь его бесславна, и смерь позорна. тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. без колебаний он совершает свой приговор: "я тебя породил, я тебя и убью! ". эти слова тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. создавая героический образ тараса бульбы, н. в. гоголь не пытается идеализировать его. в нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. гоголь мечтал о сильном, героическом характере. именно таким является образ тараса. в нем поэтически запечатлены черты национального характера. недаром бессмертная повесть гоголя является одной из любимейших книг современных людей. остап: не любил учиться, любил драться. больше не чем не могу .
Всказке «дурак». свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста — правда, не в образе революционера, а в опрощенном, соответственно народной сказке, образе прирожденного крестьянского «праведника», который «не понимал» и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса. разумеется, жизнь одинокого протестанта, взгляды и поступки которого находились в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. финальный эпизод сказки — внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение измученного иванушки — намекает на административную кару, постигшую героя. такова была участь многих «справедливых людей» из народа, и салтыков своей сказкой выражал им сочувствие.