"Недоросль" Подберите и выпишите афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума; о жизненных принципах Скотинина; о жизненных принципах Простаковой.
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.
М. БондаренкоПоэзия Николая Рубцова в школе // Литература в школе. – 1998. - №8; 1999. - №1. Россия, Русь! Храни себя, храни!..» Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова... Г. ГорбовскийСегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы ко дню сегодняшнему. Все это открывает большие возможности для изучения поэзии Н.М.Рубцова в школе. В последние годы в программы по литературе, а также и в хрестоматии включены отдельные стихотворения Николая Рубцова, что позволяет уже в среднем звене начать путь к этому поэту. Что касается старших классов, то здесь возможны два варианта.Во-первых, в X классе на уроках внеклассного чтения мы практикуем выбор авторов и произведений по родовому принципу: эпос – В.Белов, лирика – Н.Рубцов, драма – А.Вампилов.Во-вторых, если по каким-то причинам мы не познакомим учащихся с этими именами в X классе, то в XI на уроках по литературе 60 – 80-х годов мы представляем, помимо других, тех же авторов. Соседство Рубцова и Белова не случайно. Оно позволяет коснуться общих тенденций развития прозы и поэзии, их взаимоотношений, и общего их противостояния «эстрадному» направлению, и их классических истоков.Эти имена мы ставим рядом начиная с VI класса, где на уроке поэзии Александра Яшина звучат строки из произведений, посвященных памяти этого прекрасного поэта, земляка Рубцова и Белова.Вот отрывок из рассказа Василия Белова, считавшего Яшина своим учителем, наставником, другом, рассказа, написанного от первого лица, рассказа-обращения к дорогому и близкому человеку: «Когда мы уходили с Бобришного, я слышал, как у дома тихо роптали сосновые кроны. Мерцала река. Кукушка молчала. На твоем окне так и остались синие лесные цветы и томик Толстого.
// Литература в школе. – 1998. - №8; 1999. - №1. Россия, Русь! Храни себя, храни!..»
Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи,
патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова...
Г. ГорбовскийСегодня без творчества Н.М.Рубцова невозможно представить себе не только поэзию 60 – 70-х годов, но и всю последующую. Поэт протянул связующую нить от классической русской литературы ко дню сегодняшнему. Все это открывает большие возможности для изучения поэзии Н.М.Рубцова в школе. В последние годы в программы по литературе, а также и в хрестоматии включены отдельные стихотворения Николая Рубцова, что позволяет уже в среднем звене начать путь к этому поэту. Что касается старших классов, то здесь возможны два варианта.Во-первых, в X классе на уроках внеклассного чтения мы практикуем выбор авторов и произведений по родовому принципу: эпос – В.Белов, лирика – Н.Рубцов, драма – А.Вампилов.Во-вторых, если по каким-то причинам мы не познакомим учащихся с этими именами в X классе, то в XI на уроках по литературе 60 – 80-х годов мы представляем, помимо других, тех же авторов. Соседство Рубцова и Белова не случайно. Оно позволяет коснуться общих тенденций развития прозы и поэзии, их взаимоотношений, и общего их противостояния «эстрадному» направлению, и их классических истоков.Эти имена мы ставим рядом начиная с VI класса, где на уроке поэзии Александра Яшина звучат строки из произведений, посвященных памяти этого прекрасного поэта, земляка Рубцова и Белова.Вот отрывок из рассказа Василия Белова, считавшего Яшина своим учителем, наставником, другом, рассказа, написанного от первого лица, рассказа-обращения к дорогому и близкому человеку:
«Когда мы уходили с Бобришного, я слышал, как у дома тихо роптали сосновые кроны. Мерцала река. Кукушка молчала. На твоем окне так и остались синие лесные цветы и томик Толстого.