В качестве обменной «валюты» мог выступать и жареный в пе- рьях гусак, которого следовало продать черту в полночь на перекрестке [Даль 1996: 108]. Добыть неразменный рубль у нечистой силы можно было и без черной кошки или жареного гусака. Жители Повол- жья советовали на Пасху перед заутреней пойти со свечкой на чердак церкви: Там ты увидишь видимо-невидимо бесов и сам Вельзевул тут, и все они связаны железной цепью, и станут тебя они просить, чтобы развязал их и выпустил их на волю, потому как они чув- ствуют, что Христос сегодня их победит. А ты говори: «Давай- те, мол, неразменный рубль, так выпущу». Долго они будут спо- рить, а все же дадут, ну и надо так приноровить, чтобы в тот самый миг, как ты получишь неразменный рубль, ударили в коло- кол к заутрене. Тут они все запищат, завизжат и исчезнут, яко дым, а рубль останется у тебя, а ежели возьмешь раньше удара в колокол, так они тебя всего затерзают и рубль отнимут [Вла- сова 2000: 350–351]. В Воронежской губернии считали, что получить неразменный серебряный рубль можно от домового. Для этого в Чистый чет- верг нужно было налить миску борща с кашей, взять хлеб и все это отнести на чердак: если домовой воспользуется предложен- ным ему угощением, то в уплату оставит неразменный рубль [Афанасьев 1994 II: 69]. У украинцев Закарпатья бытовала своя магическая практика по добыванию неразменной монеты («анклюза»). В понедель- ник вечером следовало взять монету (грiш) и положить под ле- вую пятку, после чего девять дней не умываться, не стричь ногтей, не есть соленого, никуда не ходить и ни с кем не раз- говаривать, не молиться Богу, не осенять себя крестом. Через девять дней человек почувствует жжение под пяткой, но дол- жен терпеть. И тогда явившийся черт скажет ему, что он про- шел испытание и що се хотпв мати, ти то собi зробив (т.е. полу- чил желаемое — простой грош стал неразменным «анклюзом») [Шухевич 1908: 213].
Получить неразменную монету можно и случайно, неосторож- но вступив в контакт с нечистой силой. В белорусской сказке «Свеча св. Андрея» говорится, как богомолец продал черту (принявшему вид цыгана) за четвертак свечу, данную ему неиз- вестным старцем; «чертов четвертак» возвращался к богомоль- цу всякий раз, как он его тратил, и купленная на «лихие день- ги» новая свеча для св. Андрея не желала гореть [Бараг 1979: 189, № –754А**]. По общеизвестному поверью, неразменный рубль дается чело- веку лишь один раз, вторично им завладеть нельзя, несмотря ни на какие ухищрения.
рьях гусак, которого следовало продать черту в полночь на
перекрестке [Даль 1996: 108].
Добыть неразменный рубль у нечистой силы можно было и без
черной кошки или жареного гусака. Жители Повол-
жья советовали на Пасху перед заутреней пойти со свечкой на
чердак церкви:
Там ты увидишь видимо-невидимо бесов и сам Вельзевул тут,
и все они связаны железной цепью, и станут тебя они просить,
чтобы развязал их и выпустил их на волю, потому как они чув-
ствуют, что Христос сегодня их победит. А ты говори: «Давай-
те, мол, неразменный рубль, так выпущу». Долго они будут спо-
рить, а все же дадут, ну и надо так приноровить, чтобы в тот
самый миг, как ты получишь неразменный рубль, ударили в коло-
кол к заутрене. Тут они все запищат, завизжат и исчезнут, яко
дым, а рубль останется у тебя, а ежели возьмешь раньше удара
в колокол, так они тебя всего затерзают и рубль отнимут [Вла-
сова 2000: 350–351].
В Воронежской губернии считали, что получить неразменный
серебряный рубль можно от домового. Для этого в Чистый чет-
верг нужно было налить миску борща с кашей, взять хлеб и все
это отнести на чердак: если домовой воспользуется предложен-
ным ему угощением, то в уплату оставит неразменный рубль
[Афанасьев 1994 II: 69].
У украинцев Закарпатья бытовала своя магическая практика
по добыванию неразменной монеты («анклюза»). В понедель-
ник вечером следовало взять монету (грiш) и положить под ле-
вую пятку, после чего девять дней не умываться, не стричь
ногтей, не есть соленого, никуда не ходить и ни с кем не раз-
говаривать, не молиться Богу, не осенять себя крестом. Через
девять дней человек почувствует жжение под пяткой, но дол-
жен терпеть. И тогда явившийся черт скажет ему, что он про-
шел испытание и що се хотпв мати, ти то собi зробив (т.е. полу-
чил желаемое — простой грош стал неразменным «анклюзом»)
[Шухевич 1908: 213].
Получить неразменную монету можно и случайно, неосторож-
но вступив в контакт с нечистой силой. В белорусской сказке
«Свеча св. Андрея» говорится, как богомолец продал черту
(принявшему вид цыгана) за четвертак свечу, данную ему неиз-
вестным старцем; «чертов четвертак» возвращался к богомоль-
цу всякий раз, как он его тратил, и купленная на «лихие день-
ги» новая свеча для св. Андрея не желала гореть [Бараг 1979:
189, № –754А**].
По общеизвестному поверью, неразменный рубль дается чело-
веку лишь один раз, вторично им завладеть нельзя, несмотря
ни на какие ухищрения.