Маша миронова – молодая девушка, дочь коменданта белогорской крепости. именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. интересна такая деталь: в повести приводится мало разговоров, вообще слов маши. это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. все это свидетельствует о необычайной цельности маши мироновой. с простотой маша соединяет высокое нравственное чувство. она сразу верно оценила человеческие качества швабрина и гринева. и в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости пугачевым, смерть обоих родителей, плен у швабрина), маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. наконец, в финале повести, спасая любимого гринева, маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. в итоге героиня одерживает победу, вызволяя гринева из тюрьмы. таким образом, капитанская дочка маша миронова является носительницей лучших черт национального характера.
Восстание декабристов — силовая попытка молодых представителей высшей аристократии российской империи, в основном действующими и отставными офицерами гвардии и флота, изменить политический строй. восстание произошло 14 декабря (потому декабристы) 1825 года в петербурге, на сенатской площади и было подавлено войсками, преданными власти причины восстания декабристов разочарование дворянских интеллигентов неудачей либеральных преобразований, декларируемых императором александром i при вступлении на престол.неудовольствие постепенным возвращением власти к реакционной, охранительной внутренней политикеевропейское образование и воспитание, получаемое представителями петербургского света, которое позволяло более чутко улавливать либеральные западные идеи.большинство декабристов училось в кадетских корпусах, сухопутных, морских, пажеских, а кадетские корпуса были тогда рассадниками общего либерального образования и всего менее были похожи на технические и военно-учебные заведения* разница в порядках европейских и , познанная на собственном опыте офицерами, вернувшимися из зарубежных антинаполеоновских походовнесправедливое устройство общества: рабство, неуважение к правам личности, презрение общественных интересов. дикость нравов, закоснелость народа, тягостное положение солдата в военных поселениях, равнодушие обществакюхельбекер на допросе следственной комиссии признался, что главной причиной, заставившей его принять участие в тайном обществе, была скорбь его об обнаружившейся в народе порче нравов как следствии угнетения. «взирая на блистательные качества, которыми бог одарил народ, единственный на свете по славе и могуществу, я скорбел душой, что все это задавлено, вянет и, быть может, скоро падет, не принесши никакого плода в мире*»