Поэма эпического содержания «Девятьсот пятый год» была написана как хроника первой русской революции: «избиение толпы», «потемкинское» восстание, похороны Баумана, Пресня. В поэме время революции представлено как эпоха масс. Отцы жили в пору романтического служения героев, «динамитчиков», личностей, народовольцев. В 1905 г., это время воспринимается как невозвратное Точно повесть Из века Стюартов Отдаленней, чем Пушкин, И видится, Точно во сне»), на авансцену выходит время героических масс. Определяя правых и виноватых, вину за кровь Б. Пастернак возложил на власть: рабочих «исполнило жаждою мести» введение в город войск, «избиение», нищета; повод для восстания на «Потемкине» – «мясо было с душком»; черная сотня провоцирует студентов. Однако в «Лейтенанте Шмидте» уже появляется герой, который и волей судьбы, и благодаря собственному осознанному решению становится избранником революции («И радость жертвовать собой, И – случая слепой каприз»). Шмидт поставлен автором перед выбором: он осознает себя на грани двух эпох, он как бы предает свою среду («С чужих бортов друзья по школе, Тех лет друзья. Ругались и встречали в колья, Петлей грозя») и «встает со всею родиной», он выбирает Голгофу («Одним карать и каяться, Другим – кончать Голгофой»). В «Спекторском» Б. Пастернак писал о своем личном выборе – образ литератора Спекторского во многом автобиографичен. Судьбы Сергея Спекторского и Марии даны в контексте послеоктябрьской революционной эпохи, когда «единицу побеждает класс», когда в быт входят голод и повестки, когда «никто вас не щадил», когда «обобществленную мебель» разбирали по комиссариатам, «предметы обихода» – по рабочим, «а ценности и провиант – казне». Под немым небом революции «И люди были тверды, как утесы, И лица были мертвы, как клише». Герой, «честный простофиля», участвует в распределении обобществленной утвари. Оправдание эпохи мотивировалось в поэме революционным выбором «патриотки» и «дочери народовольцев» Марии («Она шутя одернула револьвер И в этом жесте выразилась вся»); в революции она состоялась как личность («ведь надо ж чем-то быть?»). Однако в эти же годы Б. Пастернак пришел к мысли о том, что величие революции обернулось собственной противоположностью – ничтожеством. Революция, как он писал Р.М. Рильке 12 апреля 1926 г., разорвала течение времени; он по-прежнему ощущает послереволюционное время как неподвижность, а свое собственное творческое состояние определяет как мертвое, уверяя, что никто в СССР уже не может писать так неподдельно и правдиво, как писала в эмиграции М. Цветаева. В 1927 г. поэт вышел. из состава ЛЕФа. По этому поводу он писал: «С «Лефом» никогда ничего не имел общего... Долгое время я допускал соотнесенность с «Лефом» ради Маяковского, который, конечно, самый большой из нас... делал бесплодные попытки окончательно выйти из коллектива, который и сам-то числил меня в своих рядах лишь условно, и вырабатывал свою комариную идеологию, меня не спрашиваясь».
1.Кто по профессии был Ерназар? А. продавец В. пастух С. скотовод Д. безработный 2. Что случилось в степи? А. дождь В. град С. джут Д. потоп 3. Что старуха достала из сундука и сварила? А. лошадиный тостик В. коровий хвостик С. баранье ушко Д. лошадиное брюшко 4. Что Ер-Тостик взял с собой в дорогу на поиски братьев? А. железную стрелу, деревянную палку, резиновые сапоги В. деревянную стрелу, железную палку, железные сапоги С. железную стрелу, деревянную палку, деревянные сапоги Д. железную стрелу, железную палку, железные сапоги 5.Когда братья заблудились и потеряли весь скот, кто остался от табуна? А. белый баран В. черный конь С. рыжая кобыла Д. серый козел 6. Как звали самую младшую дочь хозяйки юрты? А. Кенжекей В. Бекторы С. Ак-Тюс 7. Остановился ли Ерназар на ночлег в урочище Соркудук? А. да В. нет 8. Что отдал Ерназар Бабе Яге? А. нож В. точилку С. спички Д. кость 9. Кто смог поймать Шалкуйрыка? А. Кенжекей В. Ерназар С. Ер-Тостик Д. джигиты 10. Что случилось с Ер-Тостиком и Шалкуйрыком ? А. провалились в подземное царство змеиного хана Баны В. заблудились в степи С. провалились в подводное царство Д. их поймала Баба-яга и связала 11. Кто встретился на пути Ер-Тостика по дороге к Темир -хану? А. Ветер-богатырь, Всевидящий глаз,Чуткий вор, Богатое Ухо, Гороглотатель,Озерокат В. Вор-богатырь, Ветроног, Чуткое ухо, Горокат, Озероглотатель, Всевидящий Глаз С. Чуткий Ветер, ухо-Богатырь, Вор, Большегор, Озерокат, Чуткий Глаз 12. Сколько нитей должно было остаться, чтобы уцелел конь Ет-Тостика? А. одна В. две С. три 13. Как Темир-хан решил уничтожить Ер-Тостика и его богатырей? А. увезти в лес и убить В. сжечь в сарае из толстого железа С. связать и утопить 14. В чем была смерть Шоин-Кулака? А. В яйце В. в цыплятах С. утке Д. в зайце 15. Что указало на счастливое возвращение Ер-Тостика? А. развязанный платок и родившийся верблюжонок В. убежавший конь и потерянный платок С. родившийся жеребенок и перевязанный платок