Автор постепенно раскрывает многочисленные "таланты" Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Но карьера чиновника всегда была для Чичикова не целью, а средством достижения богатства и довольства, которые воплотились в его мечте о помещичьей жизни. Чтобы осуществить свою цель, Чичиков задумал грандиозное мошенничество, которое он и старается осуществить в поэме. Нельзя не обратить внимания еще на одну существенную особенность этого героя — удивительную к перевоплощению. В беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, который воспринимается как его двойник. А с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто бедного и одинокого" старика.
Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.
Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и копить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.
Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направляются все его незаурядные силы и В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма. Он определен автором как "мертвая душа", воплощенная пошлость, мерзость и подлость. Образ Чичикова благодаря широте художественного обобщения породил понятие чичиковщина
Автор постепенно раскрывает многочисленные "таланты" Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Но карьера чиновника всегда была для Чичикова не целью, а средством достижения богатства и довольства, которые воплотились в его мечте о помещичьей жизни. Чтобы осуществить свою цель, Чичиков задумал грандиозное мошенничество, которое он и старается осуществить в поэме. Нельзя не обратить внимания еще на одну существенную особенность этого героя — удивительную к перевоплощению. В беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, который воспринимается как его двойник. А с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто бедного и одинокого" старика.
Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.
Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и копить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.
Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направляются все его незаурядные силы и В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма. Он определен автором как "мертвая душа", воплощенная пошлость, мерзость и подлость. Образ Чичикова благодаря широте художественного обобщения породил понятие чичиковщина