Николай Заболоцкий "Не позволяй душе лениться!.."
Выполните письменно в тетради задания к стихотворению.
(!)Отвечайте полными предложениями. Например: "В
стихотворении Василия Петрова много глаголов потому...", "На мой
взгляд, повтор в данном стихотворении поэту обратить
внимание читателя на..."
1. Объясните значение слов и выражений.
1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.
2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.
3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”
4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
2. Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении.
Перечислите их. Почему их так много?
3. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в
стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
4. Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные
интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах
автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?
5. Найдите метафоры в стихотворении, выпишите их. Какова их роль?
6. Как понять слова поэта “душа обязана трудиться”? Что такое труд
души?
Никишка живет на берегу моря с матерью. Избы все на деревни похожи одна на другую. Сам Никишка спокойный, тихий мальчик. Светловолосый, с вихром на голове. Много думает и любит бывать в одиночестве. За это остальные мальчишки в деревни его дразнят. Это обижает Никишку. Часто он прячется под навесом и подолгу сидит там, в одиночестве, думает.
Однажды мать его отправляет к отцу, чтобы он передал продукты ему. Никишка взбирается на коня и скачет по берегу моря. Все ему чудится страшным и тайным. Но тут он видит узкую тропу и начинает скакать по ней. Услышав пение и звук топора, Никишка понимает, что доехал до деревни. Когда деревья расступаются, он видит отца, который ремонтирует весло.
Завидев Никишку, отец встает и ласково приветствует сына. Отец и сын очень похожи. Никишкин отец такой же светловолосый, как и он, а также высокий и крепкий мужик. Он рыбак. Изба у отца крепкая, светлая и хорошо убрана. В сарае, неподалеку от избы, Никишка находит рыжего пса. Собаке нравится мальчик, и она идет за ним. Вскоре после встречи отец зовет Никишку вместе с ним рыбачить. Мальчик соглашается. Они выходят в море и ожидают, когда семга попадет в сети.
Сидя в баркасе, отец и сын разговаривают о том, кем бы мог стать Никишка. Папа ему предлагает быть и капитаном, и инженером. Разговор с отцом нравится мальчику. Тут в сети попадется рыба. Никишкин отец ловит ее. Рыбаки плывут обратно к берегу.
Рассказ заканчивает тем, что Никишка лежит на печке, рядом сидит рыжий пес, а отец готовит уху.
Данное произведение учит быть кротким, послушным, думающим человеком.
Источник: chitatelskij-dnevnik.ru