Ния и на что обращали внимание при чтении авторы художественных материалы о том, как читали свои произведе
Внеклассному, самостоятельному чтению, литературные произведения.
помещенные в этом разделе, которые нужно читать в течение учебного
Мы желаем радостных встреч с новыми писателями и новыми произ-
бознательными читателями, добрыми и интересными собеседниками, спра-
ведениями знакомых авторов. Пусть они вам стать умными и лю-
е внимание к человеку, уважение к его труду, я любовь к его беспокой-
Вопросы и задания
1. Қакие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачева кажутся
вам важными и каким из них вы следовали при чтении?
2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отра-
жается в них отношение народа к чтению и книге: русская
«Не на поль-
зу читать, коли только вершки хватать», немецкая «В хороших книгах
охотно роются», английская «Выбирай писателей так, как выбираешь
друга».
Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и
объясните их.
3. Рассмотрите внимательно учебник. Расскажите, с какими писателя
ми и произведениями предстоит познакомиться впервые, какие справочные
и изобразительные материалы в этом.
Обратите внимание, что литературоведческие термины объясняются в
кратком словаре терминов и в справочном разделе теории литературы
Сведения о писателях, художниках, литературоведах. фамилии которых от
мечены звездочкой, можно найти в справочнике имен.
В конце учебника
произведений, включенных в хрестоматию. Там же
года.
ному духу»!
рекомендации по
ведливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в
ваших серде
Суть в том, что еж и заяц поспорили, кто быстрее пробежит. Еж позвал свою жену, сказал ей стоять на одном краю борозды, а сам еж и заяц бежали с другой стороны. Когда заяц оторвался, еж повернул обратно, а заяц добежав, перепутав жену ежика с самим ежиком, удивился и предложил бежать еще раз, в другую сторону. Так заяц и бегал, пока из сил не выбился и больше не спорил с ежиком.
Но сам рассказ не на много длиннее
САМ РАССКАЗ :
Повстречал заяц ежа и говорит:
«Всем бы ты хорош, еж, только ноги у тебя кривые, заплетаются».
Еж рассердился и говорит:
«Ты что ж смеешься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонку!»
Еж пошел домой и говорит жене: «Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонку!»
Ежова жена и говорит: «Ты, видно, с ума сошел! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые».
А еж говорит: «У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдем в ноле».
Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; еж и говорит жене:
«Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: а я уже давно жду. Он тебя от меня не узнает — подумает, что это я».
Ежова жена спряталась в борозде, а еж с зайцем побежали с другого конца.
Как заяц разбежался, еж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! — а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему: «А я уже давно жду!»
Заяц не узнал ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»
«Ну,— говорит,— давай еще раз побежим!»
«Давай!»
Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! — а еж уже там, да и говорит: «Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут».
«Что за чудо! — думает заяц,— уж как я шибко скакал, а все он обогнал меня. Ну, так побежим еще раз, теперь уж не обгонишь».
«Побежим!»
Поскакал заяц что было духу: глядь! — еж впереди сидит и дожидается.
Итак, заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперед никогда не будет спорить.
Н.В. Овчинников – профессор живописи, народный художник СССР, лауреат Государственной премии Чувашской Республики. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Главной темой его произведений в 50-70 гг ХХ века являлась современность, его герои, его время – герои-победители, время победителей, время активного действия. Поэтическое восприятие мира прослеживается в его пейзажной живописи. Пейзаж присутствует во всех его тематических картинах как сфера действия человека, его многотрудного творчества. (демонстрация картин «Первая борозда» «Трудовая Волга» ,«Трудные километры»,«Лесорубы»
Величайшие события времени – подвиги человека в освоении космического пространства, полёт нашего земляка А.Г. Николаева в космос – глубоко взволновали Н.В. Овчинникова, вдохновили на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап, рождается космическая тема.
Картина «Здравствуй, Земля!..», написанная Н. В. Овчинниковым, хранится в Чувашском государственном художественном музее. Она посвящена лётчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза А.Г. Николаеву. Замысел полотна появился в августе 1962 года во время первого полёта Андрияна Николаева в космос. Название будущей картины подсказал Ю.А. Гагарин, когда Н. В. Овчинников показал космонавтам в Звёздном городке 10 эскизов. Создана картина в двух вариантах.
Фигура А. Г. Николаева чётким силуэтом вырисовывается на фоне неба с воздушными облаками. Низкий горизонт подчёркивает монументальный строй композиции холста. Чистыми, ясными красками автор придал картине оптимистичность. Лицо космонавта озарено улыбкой, чувством исполненного долга перед Родиной.