Стихи 1912—1913 годов занимают особое место в творческом развитии Маяковского. Это было время, когда он ощупью ищет в поэзии новые пути; идейная незрелость его в этот период, трагическое ощущение социального одиночества, рождавшееся из отрыва от революционных масс, определяли нотки экспрессивности и бунтарства в ранних его стихах, появлявшихся на страницах футуристических сборников. В стихах этих было еще много умышленной эпатирующей резкости, полемического задора, в них звучал вызов мещанскому вкусу, благонамеренности обывателя. В смятенной разорванности образов, в необычности ассоциаций, в лихорадочности ритмов, в интонации выкрика Маяковский стремился передать свое тревожное, протестующее настроение, свой еще во многом смутный, но гневный и смелый протест против капиталистического строя, калечащего человека. При этом он не избежал приемов футуристической поэтики и в особенности живописи, сводивших картины внешнего мира к бессюжетным композициям отдельных реальных предметов и их элементов. В ряде ранних стихотворений Маяковский шел от ассоциаций, вызванных живописью футуристов. Отсюда «сдвиги» в композиции этих стихов и самая их «натюрмортность» , изобилующая зрительными предметно-живописными образами, представленными не в реальном, жизненном, а часто в смещенном порядке. Надписи вывесок, «фаянсовых чайников маки» , «заломленные руки» витрин магазина писчебумажных принадлежностей напоминают урбанистический натюрморт, перенесенный в стихи: Читайте железные книги! Под флейту золоченой буквы полезут копченые сиги в золотокудрые брюквы. («Вывескам») . В стихах этого периода город, городской пейзаж занимали центральное место. В тезисах одного из его докладов имелась формула: «город — дирижер» . Согласно газетному отчету о его лекции, Маяковский так говорил о «поэзии города» : «Город обогатил наши переживания и впечатления новыми городскими элементами, которых не знали поэты Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город.. . А самое главное, — изменился ритм жизни. Все стало молниеносным, быстротечным, как на ленте кинематографа. Плавные, спокойные, неспешащие ритмы старой поэзии не соответствуют психике современного горожанина. Лихорадочность — вот что символизирует темп современности». 1 «Потребность нового выражения» , стремление передать новое содержание эпохи руководили Маяковским в его поисках стиля передать «быстрый темп жизни» , ощущение надвигающихся социальных катастроф.
Это основная мысль рассказа Этот рассказ показывает нам несколько моментов из жизни мальчика, у которого несчастливое детство: вместо школьных занятий, общения с друзьями, участия в каких-либо мероприятиях он вынужден работать, работать ежедневно, работать тяжело, на этой работе его унижают, ежеминутно угрожают побоями, дают подзатыльники. Но вот однажды он попадает на дачу богатых людей, на несколько дней подросток становится не забитым мальчишкой, а настоящим счастливым ребенком. Но потом ему приходится вернуться в город, к работе, к унижениям, стать забитым существом. Мне думается, основная мысль этого произведения - как плохо быть бедным, нищим; плохо жить в стране, не заботящейся о детях, то есть не заботящейся о своем же будущем.
В стихах этих было еще много умышленной эпатирующей резкости, полемического задора, в них звучал вызов мещанскому вкусу, благонамеренности обывателя. В смятенной разорванности образов, в необычности ассоциаций, в лихорадочности ритмов, в интонации выкрика Маяковский стремился передать свое тревожное, протестующее настроение, свой еще во многом смутный, но гневный и смелый протест против капиталистического строя, калечащего человека.
При этом он не избежал приемов футуристической поэтики и в особенности живописи, сводивших картины внешнего мира к бессюжетным композициям отдельных реальных предметов и их элементов. В ряде ранних стихотворений Маяковский шел от ассоциаций, вызванных живописью футуристов. Отсюда «сдвиги» в композиции этих стихов и самая их «натюрмортность» , изобилующая зрительными предметно-живописными образами, представленными не в реальном, жизненном, а часто в смещенном порядке. Надписи вывесок, «фаянсовых чайников маки» , «заломленные руки» витрин магазина писчебумажных принадлежностей напоминают урбанистический натюрморт, перенесенный в стихи:
Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
в золотокудрые брюквы.
(«Вывескам») .
В стихах этого периода город, городской пейзаж занимали центральное место. В тезисах одного из его докладов имелась формула: «город — дирижер» . Согласно газетному отчету о его лекции, Маяковский так говорил о «поэзии города» : «Город обогатил наши переживания и впечатления новыми городскими элементами, которых не знали поэты Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город.. . А самое главное, — изменился ритм жизни. Все стало молниеносным, быстротечным, как на ленте кинематографа. Плавные, спокойные, неспешащие ритмы старой поэзии не соответствуют психике современного горожанина. Лихорадочность — вот что символизирует темп современности». 1 «Потребность нового выражения» , стремление передать новое содержание эпохи руководили Маяковским в его поисках стиля передать «быстрый темп жизни» , ощущение надвигающихся социальных катастроф.
Этот рассказ показывает нам несколько моментов из жизни мальчика, у которого несчастливое детство: вместо школьных занятий, общения с друзьями, участия в каких-либо мероприятиях он вынужден работать, работать ежедневно, работать тяжело, на этой работе его унижают, ежеминутно угрожают побоями, дают подзатыльники. Но вот однажды он попадает на дачу богатых людей, на несколько дней подросток становится не забитым мальчишкой, а настоящим счастливым ребенком. Но потом ему приходится вернуться в город, к работе, к унижениям, стать забитым существом.
Мне думается, основная мысль этого произведения - как плохо быть бедным, нищим; плохо жить в стране, не заботящейся о детях, то есть не заботящейся о своем же будущем.