Смешное и одновременно трагическое начало читатель находит в рассказе «Толстый и тонкий». Сюжет завязан на встрече друзей детства Миши и Порфирия на вокзале Николаевской железной дороги. Друзья, как и все нормальные люди, радуются, целуются и даже плачут от приятных воспоминаний. Эта встреча для них была как возвращение в свое далекое и такое милое детство. Разговаривали, вспоминали интересовались, кто, как жил и чего достиг. Порфирий на вокзале был со своей семьей, женой и сыном. Жену звали Луиза, а сына Нафанаил. Тонкий рассказал, о том, что у него плохое жалование и, чтобы прокормить семью, он изготавливает на продажу портсигары, а жена преподает музыку. На вокзале они были по причине перевода Порфирия на новое место службы.
Общение Миши и Порфирия было дружеским, пока они не заговорили, кто какой имеет чин. Узнав, что Порфирий служит коллежским асессором, его друг на это не реагирует, продолжал относиться к нему с той же теплотой, как и в начале разговора. Но Порфирий весь побледнел, узнав, что друг детства обогнал его на несколько рангов, и стал теперь тайным советником. Он перед собой уже не видел друга, с которым только что обнимался. Перед ним стоял только большой чиновник. Порфирий резко поменял тон голоса, и стал называть своего друга на «вы», чем неприятно поразил Мишу.
Это и смешно, и грустно одновременно. Смех вызывает сама ситуация, при которой нет повода для чинопочитания, а грустно то, что человек потерял свое достоинство и честь, пресмыкаясь не перед человеком, а перед чином. Унижался перед своим другом, хотя тому была отвратительна эта сцена чинопочитания. Мишу неприятно удивили благоговение перед ним и натянутая улыбка на лице Порфирия. Так же, как и Порфирий, вели себя и его жена с сыном. Мальчишка, воспитанный на примере своих отца и матери, быстро застегнул пуговицы на мундире, также проявляя чинопочитание.
Твір Лермонтова вважають не тільки першим російським філософсько-психологічним романом, а й першим реалістичним романом у прозі. Проте в ньому ще відчутно вплив романтизму. Ознаки романтизму в романі «Герой нашого часу» - увага до внутрішнього життя людини, загадковість героя (читач нічого не знає про його минуле. Винятковість його натури і багатьох життєвих ситуацій, екзотичне місце дії твору Кавказ. Реалістичний у своїй основі твір. Реалістичні тенденції в романі пов’язані з об’єктивністю авторської позиції стосовно героя: автор віддалений від свого персонажа. У передмові до твору Лермонтов підкреслює відстань між собою і героєм: «...інші дуже тонко помічали, що автор намалював свій портрет і портрети своїх знайомих... Старий і нікчемний жарт!» Реалізм роману полягає також у розкритті найважливіших проблем сучасності, створенні образу «героя часу» — типового представника доби, «зайвої людини», у прагненні автора з психологічною точністю пояснити особливості характеру героя, пов’язавши їх з умовами навколишнього життя. Відносини особистості і суспільства відтворено в романі в усій їхній складності та суперечливості.
Общение Миши и Порфирия было дружеским, пока они не заговорили, кто какой имеет чин. Узнав, что Порфирий служит коллежским асессором, его друг на это не реагирует, продолжал относиться к нему с той же теплотой, как и в начале разговора. Но Порфирий весь побледнел, узнав, что друг детства обогнал его на несколько рангов, и стал теперь тайным советником. Он перед собой уже не видел друга, с которым только что обнимался. Перед ним стоял только большой чиновник. Порфирий резко поменял тон голоса, и стал называть своего друга на «вы», чем неприятно поразил Мишу.
Это и смешно, и грустно одновременно. Смех вызывает сама ситуация, при которой нет повода для чинопочитания, а грустно то, что человек потерял свое достоинство и честь, пресмыкаясь не перед человеком, а перед чином. Унижался перед своим другом, хотя тому была отвратительна эта сцена чинопочитания. Мишу неприятно удивили благоговение перед ним и натянутая улыбка на лице Порфирия. Так же, как и Порфирий, вели себя и его жена с сыном. Мальчишка, воспитанный на примере своих отца и матери, быстро застегнул пуговицы на мундире, также проявляя чинопочитание.
Твір Лермонтова вважають не тільки першим російським філософсько-психологічним романом, а й першим реалістичним романом у прозі. Проте в ньому ще відчутно вплив романтизму. Ознаки романтизму в романі «Герой нашого часу» - увага до внутрішнього життя людини, загадковість героя (читач нічого не знає про його минуле. Винятковість його натури і багатьох життєвих ситуацій, екзотичне місце дії твору Кавказ. Реалістичний у своїй основі твір. Реалістичні тенденції в романі пов’язані з об’єктивністю авторської позиції стосовно героя: автор віддалений від свого персонажа. У передмові до твору Лермонтов підкреслює відстань між собою і героєм: «...інші дуже тонко помічали, що автор намалював свій портрет і портрети своїх знайомих... Старий і нікчемний жарт!» Реалізм роману полягає також у розкритті найважливіших проблем сучасності, створенні образу «героя часу» — типового представника доби, «зайвої людини», у прагненні автора з психологічною точністю пояснити особливості характеру героя, пов’язавши їх з умовами навколишнього життя. Відносини особистості і суспільства відтворено в романі в усій їхній складності та суперечливості.
Объяснение: