"Гроза в горах" <br />Тема: в этом рассказе говориться о том, как ночью гроза застала людей и они испугались ее<br />Идея: в этом рассказе автор превозносит могущество природы, это понять следующая цитата "Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира". Он использует красочные эпитеты, различные сравнительные обороты, метафоры, олицетворения, что бы читатель смог ярко представить себе образ грозы. Автор показывает власть природы над человеком, ее силу, могущество. В стихотворении "Природа" Тургенева, автор хочет донести до читателя тоже самое - природа наша мать, и все мы лишь ничтожные и благодарные частицы этого мира.<br />"Город на Неве"<br />Тема: Автор красочно описывает всю красоту Санкт-Петербурга, говорит о важности памятников и соборов.<br />Идея: В этом рассказе автор призывает людей оберегать культурное наследие родного города, гордиться им и восхищаться. "Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! — ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты." - этой цитатой он доказывает, что труды наших предков, эти вечные ценности неподвластны ни одному человеку, какую высокую должность он бы не занимал, и мы обязаны хранить их, защищать и восхищаться ими.<br /><br />"Шарик"<br />Тема: В рассказе говорится о собаке, которая всю жизнь просидела на цепи и очень обрадовалась освобождению.<br />Идея: В этом рассказе автор поднимает проблему выбора, ведь собака могла поесть, но не сделала этого и предпочла свободу. Она поняла, что поесть она может и на цепи, а сейчас она свободна. Автор призывает нас ценить каждый миг и наслаждаться каждым мгновением.<br />
Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация — кулачный бой купца с опричником. Развязка — гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. «Песня про царя Ивана Васильевича… » написана в духе русских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет. В «Песне» поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий. Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам ему. Это еще одна нравственная проблема — наказать обидчика, понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе. Немаловажным для Калашникова в возникшей ситуации было сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича. Я скажу тебе, православный царь! Я убил его вольной волею… Так отвечает царю Степан Калашников. О том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что она на стороне купца. Подвиг его остается в песне. Безымянная могила его — в чистом поле промеж трех дорог. В этом и заключается глубокий смысл «Песни…» : гусляры — певцы народные — передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова. Много материала исследователями народных песен в поисках источника данного произведения. Кроме песенного сборника Кирши Данилова, который М. Ю. Лермонтов, безусловно, знал, они отыскали другие песни, в которых встречаются и одинаковые эпитеты, и общие обороты, и строчки, сходные с лермонтовскими, только песни эти были собраны в разных концах русского государства, и спустя много лет после смерти поэта. Поэтому современные исследователи «Песни… » приходят к выводу, что он не подражал каким-либо фольклорным песням, не имитировал отдельные детали народного языка и стиля, а создал свое произведение, используя усвоенные им с детства богатства народной поэзии. Белинский говорил о том, что «Лермонтов вошел в царство народности как ее полный властелин.