Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов. Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. А. Т. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем», шёл уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась. А. Т. Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удаётся, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть. Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца.
Так уж получилось в общественном раскладе поколений, что живущие сегодня люди могут реально судить, что стояло за взглядами на жизнь и общество двух противоположных героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» — Лопахина и Трофимова. Каким представлялся им завтрашний день Отечества? И что получилось? В пьесе передана атмосфера разброда, нечеткости желаний. В доме помещицы Раневской только купец и бывший учитель ее утонувшего сына Гриши, Петя Трофимов, уверены в себе и, кажется, знают, что следует им делать в жизни.
Лопахин «одалживает» деньги хозяевам имения и предлагает им продать вишневый сад под дачи, видя в этом единственный выход из создавшегося положения. Он считает, что нет смысла содержать сад только для красоты. К тому же это невыгодно: такое количество вишни трудно продать.
Лопахин и Трофимов намечают каждый свой путь в жизни. Роль Лопахина — центральная. Лопахин — купец, но порядочный человек во всех смыслах. Он хочет стать лучше, чище, умнее, мечтает: «Мы сами должны быть великанами». Трофимов называет Лопахина будущим миллионером и «хищным зверем, который съедает все на своем пути». Сам Трофимов предчувствует счастье в далеком будущем и зовет идти дорогой непрерывного труда, дорогой исканий и страданий. Намеченные жизненные дороги не для хозяев вишневого сада. Они остаются на прежнем распутье.
Лопахин не может понять скрытых страданий этих взрослых детей — Гаева и Раневской, их наивную бес и упрямую непрактичность. Мы видим уходящее поколение и не испытываем особого сожаления по поводу их ухода. Правда, в пьесе есть еще молодое поколение. Но у молодых людей пока одни слова. В то время как топор Лопахина уже стучит по вишневым деревьям...
Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50‑х годов. Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. А. Т. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем», шёл уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась. А. Т. Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удаётся, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть. Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца.
Так уж получилось в общественном раскладе поколений, что живущие сегодня люди могут реально судить, что стояло за взглядами на жизнь и общество двух противоположных героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» — Лопахина и Трофимова. Каким представлялся им завтрашний день Отечества? И что получилось? В пьесе передана атмосфера разброда, нечеткости желаний. В доме помещицы Раневской только купец и бывший учитель ее утонувшего сына Гриши, Петя Трофимов, уверены в себе и, кажется, знают, что следует им делать в жизни.
Лопахин «одалживает» деньги хозяевам имения и предлагает им продать вишневый сад под дачи, видя в этом единственный выход из создавшегося положения. Он считает, что нет смысла содержать сад только для красоты. К тому же это невыгодно: такое количество вишни трудно продать.
Лопахин и Трофимов намечают каждый свой путь в жизни. Роль Лопахина — центральная. Лопахин — купец, но порядочный человек во всех смыслах. Он хочет стать лучше, чище, умнее, мечтает: «Мы сами должны быть великанами». Трофимов называет Лопахина будущим миллионером и «хищным зверем, который съедает все на своем пути». Сам Трофимов предчувствует счастье в далеком будущем и зовет идти дорогой непрерывного труда, дорогой исканий и страданий. Намеченные жизненные дороги не для хозяев вишневого сада. Они остаются на прежнем распутье.
Лопахин не может понять скрытых страданий этих взрослых детей — Гаева и Раневской, их наивную бес и упрямую непрактичность. Мы видим уходящее поколение и не испытываем особого сожаления по поводу их ухода. Правда, в пьесе есть еще молодое поколение. Но у молодых людей пока одни слова. В то время как топор Лопахина уже стучит по вишневым деревьям...