Первая половина 19 века - это переход от норма классицизма к романтизму. Ломоносовское разделение литературы на "высокую", "среднюю" и "низкую" сыграв свою положительную роль в становлении языка уже к началу 19 века начали тормозить развитие языка. Хотя бы тем, что богатый народный язык не очень приветствовался даже в "низкой" литературе. Романтизм привнес с новая литература Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Давыдова, Языкова, Фета и других привнес богатый народный язык в русскую литературу. Творчество Тютчева завершило "золото2 век" русской литературы, подготовило переход от романтизма к реализму. Естественно главной фигурой, титаном "золотого века" был Александр Сергеевич Пушкин. Велик был Лермонтов Юрий Михайлович. Это их произведения подвели к середине 19 века русскую литературу эпохе реализма. Так каковы особенности?1. Переход от классицизма к сентиментализму и романтизму, закончившийся переходом к реализму. 2. Народный язык стал частью литературного языка и значительно обогатил его. Собственно, современный русский литературный язык детище тех писателей. 3. Золотой век дал такие высокие ориентиры, что следующие поколения неизбежно сравнивали свое мастерство слова с писателями этой эпохи. 4. Это время стало началом и развитием политизации литературы и писателей. Это тогда надо было сказать, что поэт в России больше чем поэт.5. Сатирическая литература в произведениях Гоголя и Пушкина достигла своего расцвета. 6. В произведениях Пушкина и Гоголя обозначены основные литературные типы, которые в дальнейшем разовьют другие.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
Риторические вопросы – Но многие ль и там из вас пируют?
* Еще кого не досчитались вы?
* Кто изменил пленительной привычке?
* Кого от вас увлек холодный свет?
* Чей глас умолк на братской перекличке?
* Кто не пришел? Кого меж вами нет?
* Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
* Чужих небес любовник беспокойный?
* Иль снова ты проходишь тропик знойный
* И вечный лед полунощных морей?;
* Кому <ж> из нас под старость день лицея
* Торжествовать придется одному?
Повторы – я пью один.