На работу по пьесе я отвожу два урока, третий — обобщающий урок-размышление. на первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям. в процессе подготовки к итоговому уроку были поделены на творческие группы с : группа «актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «богемские леса»; группа «художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев — франца моора и карла моора; группа «исследователи» работала над романом а.с. пушкина «дубровский»; группа «искусствоведы» работала над создания 9-й симфонии л.в. бетховена. оформление: театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению. музыкальное сопровождение: л.в. бетховен. 9-я симфония, ода «к радости». эпиграф: “я и вправду могу вызвать изумление” (карл моор). вступительное слово учителя на предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой поэта и драматурга фридриха шиллера (1759–1805) «разбойники», писателя, которого а.с. пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох — гомером, данте, шекспиром, расином. сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “поговорим о бурных днях кавказа, о шиллере, о славе, о любви”, — произнесём мы вслед за а.с. пушкиным. сегодняшний урок — урок-размышление над прочитанным. мы постараемся ответить на вопросы: как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? нужны ли нам в современности пьесы шиллера или они стали глубокой ? что же такое классика, классическое произведение? какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы? беседа с классом — действие пьесы «разбойники» происходит в германии xviii века. сюжет её построен на вражде двух братьев. что вы можете сказать о главных героях пьесы? ответы учащихся главные герои — братья карл и франц мооры. один из них — младший брат франц — человек бессердечный, лицемерный, низкий. он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца — графа фон моора. вероломный, деспотичный, безобразный внешне франц преследует лишь одну цель — власть и деньги. другой — благородный, пламенный, героический, дерзкий карл моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников. — какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? обоснуйте это. при характеристике персонажей шиллер использует приём антитезы. контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки. один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить карла. другой — великодушный, способный на возвышенные чувства. в характеристике братьев используются антонимы: подлый — великодушный, бессовестный — честный, аморальный — благородный. — посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «художники». как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (развёрнутые ответы учащихся.)
Любовь – это понятие всеобъемлющее, применимое ко многим вещам. от самого рождения человек кого-то любит. сначала маму, папу, бабушку с дедушкой. даже своих братьев и сестер, хотя внешне, кажется, что они постоянно конфликтуют и ссорятся. подрастая, малыш учится также любить и окружающий мир. он его открывает для себя, узнает что-то новое, удивляется необычному, любуется красивым. весь спектр этих чувств сливается в одно целое, с которым он просыпается по утрам, предвкушая новые впечатления. с каждым следующим днем он любит этот мир все больше и больше. вот девочка в детском саду с пронзительно зелеными глазами и огромным бантом. а вот красивая пестрая бабочка на пушистой хризантеме. они обе вызывают чувство восторга. хочется их приласкать, подружиться, поиграть в веселую иргу, потому что он их действительно любит. любовь в жизни человека настолько многогранны и непредсказуемы, что никогда ничего нельзя загадывать. примечательно то, что разрыв влюбленных, в большинстве своем, не является для них трагедией всей жизни. время лечит, и новая любовь овладевает чувствами также сильно и страстно. не многим людям в этом мире судьба дарит бесконечную любовь. если это происходит и есть взаимность, то о большем и мечтать нельзя. эти двое пронесут свою любовь и верность через всю жизнь, невзирая на многие трудности и невзгоды. такая любовь не знает преград, которые и преодолевать легче. потому что рядом всегда самый любимый человек и преданный друг. кстати, любовь к другу тоже имеет место быть. если есть готовность к самопожертвованию ради спасения друга, значит, это диктует любовь. любовь в жизни человека может проявляться по-разному. например, любовь к родине, месту, где родился и вырос. к маленькому уютному дворику, где играл в песочнице. к родной школе и любимой учительнице. к своей профессии – это тоже немаловажно. к семье, детям, пожилым родителям. если человек излучает любовь, то все вокруг чувствуют это и возвращают ее сполна. если мы будем любить природу и заботиться о ней, она воздаст с лихвой полные закрома. в перечне трех главных чувств: вера, надежда, любовь – любовь стоит в конце, но только лишь потому, что является заключительным аккордом в жизни симфонии этой троицы. нет веры без любви, нет надежды без любви, нет смысла ни в простых, ни в сложных вещах в этом мире без любви. человек приходит на эту землю, чтобы быть любимым и научиться любить. чтобы согреть теплом своей любви частичку бесконечной вселенной!