Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации. В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы...», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа. Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу. Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».
" несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною." "Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости" "Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен." "...я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца." "— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша." "— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.Кровь моя закипела." "— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом." "— Вы мне дадите сатисфакцию." "На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника." "Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги." " солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию." " Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у них дурь-то " «Наше дело этим кончиться не может», "Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком." " Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда;" "Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное." "В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств."
В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы...», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.
Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.
Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».
"Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости"
"Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен."
"...я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца."
"— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша."
"— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.Кровь моя закипела."
"— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом."
"— Вы мне дадите сатисфакцию."
"На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника."
"Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги."
" солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию."
" Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у них дурь-то "
«Наше дело этим кончиться не может»,
"Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком."
" Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда;"
"Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное."
"В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств."
Если не подойдет прощения...