Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник
Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:
Космогонические – о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд – о миротворении.
Зоогонические – о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.
Этногонические – истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.
Религиозно – апокрифические – о святых, о боге, о божественных сил человеку, как решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.
Социально-бытовые – о быте, традициях, родственных отношениях людей.
Об исторических событиях или лицах
Последняя группа легенд является разновидностью преданий.
- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?
Предания – устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого Основная функция преданий – информативная.
Группы:
О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.
О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами – Монголией, Китаем.
О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.
Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме – первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.
О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.
О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.
- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?
II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».
Вот наше Забайкалье. Чита – на высоте 600 м над уровнем моря.
- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?
Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.
По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его – Монголия в песках и в горах – вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной – видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше – рукой подать до полярного круга.
Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.
Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас – в сто раз меньше.
- Как родилась наша даурская земля?
2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.
О рождении Даурии.
С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.
Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.
Спустя годы пришли на эту славную землю люди – тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.
- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».
Территория Забайкалья – уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов – коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.
Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.
Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник
Объяснение:
Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:
Космогонические – о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд – о миротворении.
Зоогонические – о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.
Этногонические – истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.
Религиозно – апокрифические – о святых, о боге, о божественных сил человеку, как решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.
Социально-бытовые – о быте, традициях, родственных отношениях людей.
Об исторических событиях или лицах
Последняя группа легенд является разновидностью преданий.
- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?
Предания – устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого Основная функция преданий – информативная.
Группы:
О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.
О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами – Монголией, Китаем.
О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.
Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме – первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.
О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.
О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.
- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?
II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».
Вот наше Забайкалье. Чита – на высоте 600 м над уровнем моря.
- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?
Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.
* Читарги (Чита – береста, арги – лес) – хребет, покрытый березовым лесом.
По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его – Монголия в песках и в горах – вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной – видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше – рукой подать до полярного круга.
Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.
Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас – в сто раз меньше.
- Как родилась наша даурская земля?
2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.
О рождении Даурии.
С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.
Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.
Спустя годы пришли на эту славную землю люди – тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.
- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».
Территория Забайкалья – уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов – коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.
Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.