Жан Вальжан - главный герой романа. За кражу хлеба для голодных детей своей сестры он попадает на каторгу и проводит там девятнадцать лет. Каторга породила в его душе ненависть к людям и обществу. От повторного ареста его епископ-праведник Мириэль, под его влиянием Жан перерождается и сам становится праведником. Прячась под чужим именем, он открывает фабрику, благодаря собственному изобретению становится богатым ,его избирают мэром города. Но вот его личность открывается, и его снова отправляют на каторгу. Сбежав оттуда, Жан возвращается в родной город и начинает опекать девочку Козетту - дочь работницы Фантины, умершей от туберкулеза. К судьбе Фантины Жан проникся сочувствием, еще когда был мэром. После смерти матери Козетта попала на воспитание в дом трактирщика Тенардье. Жан забирает ее оттуда, заменяет ей во всем отца, дает ей образование. Жану постоянно приходится скрываться то от преследования сыщика Жавера, то от банды уголовников, собирающихся завладеть его деньгами. Он намеревается даже покинуть Францию вместе с Козеттой, но случайно узнаёт, что она и адвокат Мариус Понмерси любят друг друга. Жан и сам давно питает к девушке далеко не отеческие нежные чувства, но приносит их в жертву во имя счастья своей воспитанницы. Жан адвоката Понмерси от смерти, когда тот оказывается вовлеченным в республиканское восстание, вует браку Мариуса и Козетты, отдав им все свои сбережения. Стремясь никому и никогда не делать в жизни вреда, Жан прощает и своего давнего противника и преследователя сыщика Жавера. Только перед смертью Жана Вальжана Мариусу удается раскрыть, кем подлинно был Вальжан и убедиться в чистоте и искренности его поступков. Жан Вальжан умирает на руках Мариуса и Козетты. Козетта Её настоящее имя Эфрази. Козетта была внебрачной дочерью простолюдинки Фантины и Феликса Толомьеса, ветреного человека из богатой семьи. Фантина скитается с ребенком на руках по миру в поисках пропитания и работы. Фантине удается уговорить трактирщиков Тернадье оставить у себя девочку, с условием, что она будет каждый месяц присылать деньги на ее содержание. Жадные супруги Тенардье были рады такой возможности подзаработать. И осталась жить у них маленькая Козетта. Они ненавидят бедного ребенка, используя её в качестве прислуги и требуют у Фантины всё больше и больше денег на её содержание. Козетта-сначала маленькая и очень пугливая девочка, много работающая, несправедливо наказанная почти постоянно, недокормленный ребенок, сильно исхудавший и болезненный на вид, испуганный и в грязных лохмотьях старой одежды. Это была бедная малютка, которой не было еще и шести лет, когда зимним утром, дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами, она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу в маленьких посиневших ручонках. Ее прозвали "Жаворонком". Она вставала раньше всех в доме и все время работала. На вид она была похожа на маленькую старушку. Ее били, унижали, упрекали и ненавидели все в доме, где она жила. Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой. От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них не могло бы уместиться столько печали. Но однажды девочка встречает Жана Вальжана. В трактире он весь вечер наблюдает за ребёнком, его от побоев, дарит дорогую куклу, а утром выкупает за полторы тысячи франков. Так Козетта встретила Жана Вальжана, который, исполняя обещание, данное умершей Фантине, забирает девочкуу Тенардье, чтобы заботиться о ней.
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!» Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным. Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга. По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…» Но лучше всего понять характер деда описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!». Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой. Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев. Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком. В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»
За кражу хлеба для голодных детей своей сестры он
попадает на каторгу и проводит там девятнадцать лет.
Каторга породила в его душе ненависть к людям и обществу.
От повторного ареста его епископ-праведник Мириэль,
под его влиянием Жан перерождается и сам становится
праведником.
Прячась под чужим именем, он открывает фабрику,
благодаря собственному изобретению становится богатым
,его избирают мэром города.
Но вот его личность открывается, и его снова отправляют
на каторгу.
Сбежав оттуда, Жан возвращается в родной город и начинает
опекать девочку Козетту - дочь работницы Фантины,
умершей от туберкулеза.
К судьбе Фантины Жан проникся сочувствием, еще когда
был мэром. После смерти матери Козетта попала на
воспитание в дом трактирщика Тенардье.
Жан забирает ее оттуда, заменяет ей во всем отца,
дает ей образование.
Жану постоянно приходится скрываться то от
преследования сыщика Жавера, то от банды уголовников,
собирающихся завладеть его деньгами.
Он намеревается даже покинуть Францию вместе с Козеттой,
но случайно узнаёт, что она и адвокат Мариус Понмерси
любят друг друга.
Жан и сам давно питает к девушке далеко не отеческие
нежные чувства, но приносит их в жертву во имя счастья
своей воспитанницы.
Жан адвоката Понмерси от смерти, когда тот
оказывается вовлеченным в республиканское восстание,
вует браку Мариуса и Козетты,
отдав им все свои сбережения.
Стремясь никому и никогда не делать в жизни вреда,
Жан прощает и своего давнего противника и
преследователя сыщика Жавера.
Только перед смертью Жана Вальжана Мариусу удается
раскрыть, кем подлинно был Вальжан и убедиться
в чистоте и искренности его поступков.
Жан Вальжан умирает на руках Мариуса и Козетты.
Козетта
Её настоящее имя Эфрази. Козетта была внебрачной
дочерью простолюдинки Фантины и Феликса Толомьеса,
ветреного человека из богатой семьи.
Фантина скитается с ребенком на руках
по миру в поисках пропитания и работы.
Фантине удается уговорить трактирщиков Тернадье
оставить у себя девочку,
с условием, что она будет каждый месяц присылать
деньги на ее содержание.
Жадные супруги Тенардье были рады такой возможности
подзаработать. И осталась жить у них маленькая Козетта.
Они ненавидят бедного ребенка, используя её в качестве
прислуги и требуют у Фантины всё больше и больше денег
на её содержание.
Козетта-сначала маленькая и очень пугливая девочка,
много работающая, несправедливо наказанная почти
постоянно, недокормленный ребенок, сильно исхудавший
и болезненный на вид, испуганный и в грязных лохмотьях
старой одежды. Это была бедная малютка,
которой не было еще и шести лет, когда зимним утром,
дрожа в дырявых обносках, с полными слез глазами,
она подметала улицу, еле удерживая огромную метлу
в маленьких посиневших ручонках.
Ее прозвали "Жаворонком". Она вставала раньше всех
в доме и все время работала.
На вид она была похожа на маленькую старушку.
Ее били, унижали, упрекали и ненавидели все в доме,
где она жила.
Несправедливость сделала ее угрюмой, нищета - некрасивой.
От нее не осталось ничего, кроме прекрасных больших
глаз, на которые больно было смотреть, потому что,
будь они меньше, в них не могло бы
уместиться столько печали.
Но однажды девочка встречает Жана Вальжана.
В трактире он весь вечер наблюдает за ребёнком,
его от побоев, дарит дорогую куклу,
а утром выкупает за полторы тысячи франков.
Так Козетта встретила Жана Вальжана, который,
исполняя обещание, данное умершей Фантине,
забирает девочкуу Тенардье, чтобы заботиться о ней.