«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу… ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя – ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда‑нибудь ты оценишь мою жертву, что когда‑нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла. Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что‑то особенное, тебе одному свойственное, что‑то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном. Теперь я должна тебе объяснить причину моего поспешного отъезда; она тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня. Нынче поутру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. Видно, я очень переменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти при мысли, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума… но теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты умер без меня, невозможно! Мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала… верно, я ему сказала, что я тебя люблю… Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету… Вот уж три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата… Но ты жив, ты не можешь умереть!.. Карета почти готова… Прощай, прощай… Я погибла, – но что за нужда?.. Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, – не говорю уж любить, – нет, только помнить… Прощай; идут… я должна спрятать письмо... Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…» Это было письмо Веры к Печорину из романа "Герой нашего времени" Лермонтова (текст эпизода, фрагмент, отрывок).
I. Різні розуміння поняття "щастя" і його пошуку (щастя — в грошах, у спокійному родинному житті; у творчому пошуку, у праці, що подобається, тощо; шляхи пошуку можуть бути різні: через пізнання себе, через навчання, через здобуття професії, кар'єри, розштовхуючи інших).
II. Пошуки щастя героями п'єси "Синій птах".
1. Символічний зміст образу Синього птаха (це узагальнений образ щастя взагалі; інші образи — символи певних думок та ідей; вся п'єса створює символічну картину світу, що відповідає світогляду автора).
2. П'єса Метерлінка — дитяча казка для дорослих (головні герої — діти Тільтіль і Мітіль — символізують безгріховну чисту душу; вони чисті, неупереджені, наївні, здатні на співчуття; алегоричність образів завдає роботу розуму і серцю дорослих).
3. Подорожі і зустрічі на шляху пошуків Синього птаха (Країна Спогадів, Царство Майбутнього, палац Ночі; огидні Насолоди: їсти, коли не хочеться, Бути Багатим, Нічого не робити; Домашні Насолоди: Бути Здоровим, Любити Батьків, Бачити Зірки; Великі Радощі: Бути Справедливим, Бути Добрим, Радість Материнської Любові; насолоди не є щастям, до щастя ведуть життєві ідеали).
4. Помічники у пошуках щастя (Душа Світла допомагає здолати перешкоди і збагнути справжні цінності життя; дітей супроводжують душі Хліба, Молока, Цукру, Води і Вогню (одвічні протилежності), Кішка і Собака (зрада і вірність).
5. Образ палацу Ночі (це морок і незнання, різні жахи; там є Сад Мрій; у палаці Ночі важко відрізнити добро від зла; щастя, за Метерлінком, — у пізнанні сутностей цього світу).
6. "Потрібно бути сміливим, щоб бачити приховане" (шлях до розуміння важливих істин небезпечний і складний; головне — відповідальність за щастя інших).
III. П'єса Метерлінка — про сенс буття людини (щастя — в пізнанні сенсу свого життя).
«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу… ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя – ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда‑нибудь ты оценишь мою жертву, что когда‑нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла. Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что‑то особенное, тебе одному свойственное, что‑то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном. Теперь я должна тебе объяснить причину моего поспешного отъезда; она тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня. Нынче поутру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. Видно, я очень переменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти при мысли, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума… но теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты умер без меня, невозможно! Мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала… верно, я ему сказала, что я тебя люблю… Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету… Вот уж три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата… Но ты жив, ты не можешь умереть!.. Карета почти готова… Прощай, прощай… Я погибла, – но что за нужда?.. Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, – не говорю уж любить, – нет, только помнить… Прощай; идут… я должна спрятать письмо... Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…» Это было письмо Веры к Печорину из романа "Герой нашего времени" Лермонтова (текст эпизода, фрагмент, отрывок).
Объяснение:
I. Різні розуміння поняття "щастя" і його пошуку (щастя — в грошах, у спокійному родинному житті; у творчому пошуку, у праці, що подобається, тощо; шляхи пошуку можуть бути різні: через пізнання себе, через навчання, через здобуття професії, кар'єри, розштовхуючи інших).
II. Пошуки щастя героями п'єси "Синій птах".
1. Символічний зміст образу Синього птаха (це узагальнений образ щастя взагалі; інші образи — символи певних думок та ідей; вся п'єса створює символічну картину світу, що відповідає світогляду автора).
2. П'єса Метерлінка — дитяча казка для дорослих (головні герої — діти Тільтіль і Мітіль — символізують безгріховну чисту душу; вони чисті, неупереджені, наївні, здатні на співчуття; алегоричність образів завдає роботу розуму і серцю дорослих).
3. Подорожі і зустрічі на шляху пошуків Синього птаха (Країна Спогадів, Царство Майбутнього, палац Ночі; огидні Насолоди: їсти, коли не хочеться, Бути Багатим, Нічого не робити; Домашні Насолоди: Бути Здоровим, Любити Батьків, Бачити Зірки; Великі Радощі: Бути Справедливим, Бути Добрим, Радість Материнської Любові; насолоди не є щастям, до щастя ведуть життєві ідеали).
4. Помічники у пошуках щастя (Душа Світла допомагає здолати перешкоди і збагнути справжні цінності життя; дітей супроводжують душі Хліба, Молока, Цукру, Води і Вогню (одвічні протилежності), Кішка і Собака (зрада і вірність).
5. Образ палацу Ночі (це морок і незнання, різні жахи; там є Сад Мрій; у палаці Ночі важко відрізнити добро від зла; щастя, за Метерлінком, — у пізнанні сутностей цього світу).
6. "Потрібно бути сміливим, щоб бачити приховане" (шлях до розуміння важливих істин небезпечний і складний; головне — відповідальність за щастя інших).
III. П'єса Метерлінка — про сенс буття людини (щастя — в пізнанні сенсу свого життя).