"Когда переведутся Дон Кихоты, пускай закроется книга истории. В ней нечего будет читать", - писал И. С.Тургенев. Почему же известный русский писатель так ценил этого персонажа и полагал образ рыцаря Печального Образа актуальным в прагматичном 19-м веке? И как воспринимать Дон Кихота в еще более прагматичном и циничном веке - 21-м?
Дон Кихот, доверчивый, добродушный, вечная мишень для насмешек и издевательств... Читатель романа часто видит только одну сторону - комическую. Перечитав романов о благородных рыцарях, испанский идальго Алонсо Кехана, взяв себе звучное имя Дон Кихот Ламанчский, становится странствующим рыцарем (которых на тот момент в Испании уже много лет как не осталось). Он доблестно сражается с мельницами, приняв их за великанов. Стадо овец кажется ему противоборствующими армиями. Смешно, не так ли? Вот и смеются окружающие над Дон Кихотом, человеком "не от мира сего", что живет не в реальной жизни, а в рыцарском романе.
А ведь Дон Кихот далеко не дурак. До того, как отправиться совершать подвиги, этот идальго прожил более полувека, а значит, многое повидал и пережил. Советы, которые дает Дон Кихот Санчо Пансе, мудры. Например: "Загляни внутрь себя и постарайся себя познать, познание же это есть наитруднейшее из всех, какие только могут быть. Познавши самого себя, ты уже не станешь надуваться, точно лягушка, пожелавшая сравниться с волом".
Некоторые его мысли опережают время на столетия: "Помни, Санчо: если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров, ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается, и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет". Эти слова сказаны более пятисот лет назад, в насквозь сословной средневековой Испании, где до идей равенства еще, как говорится, как до Луны пешком.
Так что рыцарь Печального Образа - не столько комический чудак, сколько человек, стремящийся к недостижимому идеалу рыцарства, благородный душой и чистый помыслами. Нужны ли такие люди нашему миру? Безусловно.
Роману Сервантеса больше пятисот лет, и все эти годы люди читают ее, а Дон Кихот Ламанчский улыбается им с гравюры грустной улыбкой то ли мудреца-философа, то ли святого.
События, происходящие в рассказе Льва Толстого«Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления НиколаяI. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.
Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.
Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как на Костылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась. Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.
Дружба Дины и Жилина – это одна из главных сюжетных линий рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Таким образом, автор хотел подчеркнуть значимость смелости и преданности в характере человека. Возраст не имеет никакого значения. Такие качества, как отвага, отзывчивость, преданность заложены в человеке с самого детства, также как и малодушие, трусость и слабость духа. Как оказалось, тринадцатилетняя девочка быть более преданным другом, нежели взрослый офицер.
Дон Кихот, доверчивый, добродушный, вечная мишень для насмешек и издевательств... Читатель романа часто видит только одну сторону - комическую. Перечитав романов о благородных рыцарях, испанский идальго Алонсо Кехана, взяв себе звучное имя Дон Кихот Ламанчский, становится странствующим рыцарем (которых на тот момент в Испании уже много лет как не осталось). Он доблестно сражается с мельницами, приняв их за великанов. Стадо овец кажется ему противоборствующими армиями. Смешно, не так ли? Вот и смеются окружающие над Дон Кихотом, человеком "не от мира сего", что живет не в реальной жизни, а в рыцарском романе.
А ведь Дон Кихот далеко не дурак. До того, как отправиться совершать подвиги, этот идальго прожил более полувека, а значит, многое повидал и пережил. Советы, которые дает Дон Кихот Санчо Пансе, мудры. Например: "Загляни внутрь себя и постарайся себя познать, познание же это есть наитруднейшее из всех, какие только могут быть. Познавши самого себя, ты уже не станешь надуваться, точно лягушка, пожелавшая сравниться с волом".
Некоторые его мысли опережают время на столетия: "Помни, Санчо: если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров, ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается, и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет". Эти слова сказаны более пятисот лет назад, в насквозь сословной средневековой Испании, где до идей равенства еще, как говорится, как до Луны пешком.
Так что рыцарь Печального Образа - не столько комический чудак, сколько человек, стремящийся к недостижимому идеалу рыцарства, благородный душой и чистый помыслами. Нужны ли такие люди нашему миру? Безусловно.
Роману Сервантеса больше пятисот лет, и все эти годы люди читают ее, а Дон Кихот Ламанчский улыбается им с гравюры грустной улыбкой то ли мудреца-философа, то ли святого.
Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.
Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как на Костылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась. Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.
Дружба Дины и Жилина – это одна из главных сюжетных линий рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Таким образом, автор хотел подчеркнуть значимость смелости и преданности в характере человека. Возраст не имеет никакого значения. Такие качества, как отвага, отзывчивость, преданность заложены в человеке с самого детства, также как и малодушие, трусость и слабость духа. Как оказалось, тринадцатилетняя девочка быть более преданным другом, нежели взрослый офицер.