1. Произведения устного народного творчества - легенды, предания, былины, а также пословицы и поговорки уникальны. Они - кладезь народной мудрости. Многим из этих произведений несколько веков и даже больше. По этим произведениям можно изучать, как жили наши предки, что считали правильным, а что неправильным, что ценили, чем восхищались.
Например, в пословицах и поговорках отражены все основные моральные ценности народа. В них порицали лень и поощряли трудолюбие. В них осуждали скупость, жадность, глупость и одобряли доброту, щедрость, сообразительность. В пословицах и поговорках - концентрированная мудрость народа. Многим из них сотни лет, но с ними и сейчас не поспоришь, например: "Ученье свет, а неученье - тьма", "Без труда не вынешь и рыбку из пруда", "Готовь сани летом, а телегу зимой...
В старинных преданиях, передававшихся вначале из уст в уста, отражались реальные исторические события. Однако, преломляясь через восприятие народа, они обрастали подробностями и деталями, которые роднят их со сказками и легендами. В героях преданий с трудом можно узнать исторические личности: со временем они превратились в фольклорных персонажей.
Такие произведения устного народного творчества как былины многие сотни лет воспитывали в людях патриотизм, стремление защищать родную землю во что бы то ни стало. На былинах выросли сотни поколений русских людей - и вырастет еще больше.
Устное народное творчество никогда не устареет, потому что в нем - душа народа. Глубока и многогранна народная мудрость, создавшая их. А мудрость народа устареть не может.
Николая Васильевича Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества.
Гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знанием национального характера позволили Гоголю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы. Остап — то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" — иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его — это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью. Андрий — полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам.
1. Произведения устного народного творчества - легенды, предания, былины, а также пословицы и поговорки уникальны. Они - кладезь народной мудрости. Многим из этих произведений несколько веков и даже больше. По этим произведениям можно изучать, как жили наши предки, что считали правильным, а что неправильным, что ценили, чем восхищались.
Например, в пословицах и поговорках отражены все основные моральные ценности народа. В них порицали лень и поощряли трудолюбие. В них осуждали скупость, жадность, глупость и одобряли доброту, щедрость, сообразительность. В пословицах и поговорках - концентрированная мудрость народа. Многим из них сотни лет, но с ними и сейчас не поспоришь, например: "Ученье свет, а неученье - тьма", "Без труда не вынешь и рыбку из пруда", "Готовь сани летом, а телегу зимой...
В старинных преданиях, передававшихся вначале из уст в уста, отражались реальные исторические события. Однако, преломляясь через восприятие народа, они обрастали подробностями и деталями, которые роднят их со сказками и легендами. В героях преданий с трудом можно узнать исторические личности: со временем они превратились в фольклорных персонажей.
Такие произведения устного народного творчества как былины многие сотни лет воспитывали в людях патриотизм, стремление защищать родную землю во что бы то ни стало. На былинах выросли сотни поколений русских людей - и вырастет еще больше.
Устное народное творчество никогда не устареет, потому что в нем - душа народа. Глубока и многогранна народная мудрость, создавшая их. А мудрость народа устареть не может.
Николая Васильевича Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества.
Гениальная интуиция в сочетании с прекрасным знанием национального характера позволили Гоголю создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени. Два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, представляют собой полярно противоположные человеческие типы. Остап — то, что называют безупречным бойцом, надежным товарищем. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, нравственной двойственности, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" — иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его — это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью. Андрий — полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам.