Реально - историческое; две дороги в Киев - град - одна окольная, другая прямоезжая, лежащая сквозь дремучие леса между Окой и Днепром, заселённые диким и мятежным племенем вятичей, долгое время не соглашавшимся с княжеской властью и религиозной реформой, грабившее путников. Также - реален исторический персонаж Илья Муромец, бывший сначала киевским воеводой, затем ушедший в Киево - Печерскую лавру и прославленный в лике святых. Сказочное; сверхъестественные Соловья - Разбойника, как то - разрушительный свист. Свойства Разбойника - тоже сказочные; он, подобно птице, сидит на семи дубах. Этой подробностью сказитель подчёркивает дикую, животную сущность отрицательного персонажа. А вот места обитания Соловья - исторические; река Смородина и местечко Чёрная грязь распологались некогда под Брянском.
На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни. Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы. В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.
Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.
В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.