1. 1814, 3(15) октября — М. Ю. Лермонтов родился в Москве. Воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабки по матери — Е. А. Арсеньевой.
2. 1828 — поступил на 4-й курс Благородного пансиона (при Московском университете), начинает писать стихи.
3. 1830-1832 — учился на нравственно-политическом отделении Московского университета.
4. 1832 — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.
5. 1837 — пишет стихотворение "Смерть поэта", за которое сослан на Кавказ, где провел около года.
6. 1840 — вторичная ссылка на Кавказ, участие в военных действиях.
7. 1841, 15(27) июля — убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.
8. 1842 — тело М. Ю. Лермонтова привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.
читая повести гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “петербургских повестях”.
повесть «шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека» , намеченную пушкиным в «станционном смотрителе» и «медном всаднике» . но в сравнении с пушкиным гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. воссоздавая трагедию «маленького человека» , писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам башмачкина, что он их брат. также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
тема «маленького человека» прозвучала также в “повести о капитане копейкине. ” в ней рассказана драматическая об инвалиде - герое отечественной войны 1812 года, прибывшем в петербург за «монаршей милостью» . защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. капитан копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. а всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.
символом государственной власти выступает и петербург - чинный, важный, утопающий в роскоши. этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. петербург - , жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку. ” к нему, этому человеку, равнодушен и министр. он не только не инвалиду, но возмутившись его “”, распорядился выслать его из столицы. вскоре копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и беднякам.
1. 1814, 3(15) октября — М. Ю. Лермонтов родился в Москве. Воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабки по матери — Е. А. Арсеньевой.
2. 1828 — поступил на 4-й курс Благородного пансиона (при Московском университете), начинает писать стихи.
3. 1830-1832 — учился на нравственно-политическом отделении Московского университета.
4. 1832 — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.
5. 1837 — пишет стихотворение "Смерть поэта", за которое сослан на Кавказ, где провел около года.
6. 1840 — вторичная ссылка на Кавказ, участие в военных действиях.
7. 1841, 15(27) июля — убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.
8. 1842 — тело М. Ю. Лермонтова привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.
читая повести гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “петербургских повестях”.
повесть «шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека» , намеченную пушкиным в «станционном смотрителе» и «медном всаднике» . но в сравнении с пушкиным гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. воссоздавая трагедию «маленького человека» , писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам башмачкина, что он их брат. также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
тема «маленького человека» прозвучала также в “повести о капитане копейкине. ” в ней рассказана драматическая об инвалиде - герое отечественной войны 1812 года, прибывшем в петербург за «монаршей милостью» . защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. капитан копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. а всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.
символом государственной власти выступает и петербург - чинный, важный, утопающий в роскоши. этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. петербург - , жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку. ” к нему, этому человеку, равнодушен и министр. он не только не инвалиду, но возмутившись его “”, распорядился выслать его из столицы. вскоре копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и беднякам.