Обломов Илья Ильич – дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением… всей души» . Обломов целыми днями лежит у себя на диване, ничем не занимаясь. Он не не только управлять своим имением, но даже собраться и поехать на званый вечер. Все это представляет для него большую трудность. Важно заметить, что такое бездействие, - сознательный выбор героя: «Жизнь: хороша жизнь!... нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! » Идеал жизни Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова» . Герою снится его детство в родной Обломовке: спокойное, мирное, праздное, наполненное любовью и теплотой. Путь Обломова – типичный путь провинциальных дворян начала 19 века. Обломов служил в департаменте, занимался рутинной работой, из года в год ждал повышения. Но такая никчемная жизнь была не нужна герою. Он выбрал лежание на диване и стороннее созерцание пороков своего времени. Душа Обломова не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать. Но его образ жизни приглушил эту душевную особенность героя. Ненадолго разбудить ее только старый друг Обломова – Штольц. Любовь к Ольге на время меняет героя до неузнаваемости: «В нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности… » Но «дальнейшее же направление, самая мысль жизни, дело – остается еще в намерениях» . Это неудивительно: Обломов не на деятельную любовь, требующую самосовершенствования. Он сам понимает это и, боясь, что Ольга разочаруется в нем, провоцирует их разрыв. Только Агафья Пшеницина смогла создать для Обломова идеальную жизнь с ощущением заботы, теплоты, праздности: «Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть» . В доме Пшенициной закончилась и жизнь Обломова, "по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли".
В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов использует приём «говорящих фамилий» , когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу. Юмористичность придает рассказу и название «Хамелеон» , отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов. О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Используемые писателем юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» комический эффект.
Важно заметить, что такое бездействие, - сознательный выбор героя: «Жизнь: хороша жизнь!... нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! »
Идеал жизни Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова» . Герою снится его детство в родной Обломовке: спокойное, мирное, праздное, наполненное любовью и теплотой.
Путь Обломова – типичный путь провинциальных дворян начала 19 века. Обломов служил в департаменте, занимался рутинной работой, из года в год ждал повышения. Но такая никчемная жизнь была не нужна герою. Он выбрал лежание на диване и стороннее созерцание пороков своего времени.
Душа Обломова не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать. Но его образ жизни приглушил эту душевную особенность героя. Ненадолго разбудить ее только старый друг Обломова – Штольц.
Любовь к Ольге на время меняет героя до неузнаваемости: «В нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности… » Но «дальнейшее же направление, самая мысль жизни, дело – остается еще в намерениях» . Это неудивительно: Обломов не на деятельную любовь, требующую самосовершенствования. Он сам понимает это и, боясь, что Ольга разочаруется в нем, провоцирует их разрыв. Только Агафья Пшеницина смогла создать для Обломова идеальную жизнь с ощущением заботы, теплоты, праздности: «Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть» . В доме Пшенициной закончилась и жизнь Обломова, "по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли".