Нужно ответить развёрнуто на 4 любые вопроса: Вопрос 1.
Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях «Горя от ума».
В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия
Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию
Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».
Вопрос 2.
Где и в течение какого времени происходит действие комедии (вспомните, какое время показывают часы в доме Фамусова, когда появляется Чацкий, когда он уезжает)? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство и насколько точно и последовательно соблюдаются правила в комедии Грибоедова?
Вопрос 3.
Какой временной диапазон охватывают события, изображаемые в комедии?
Каковы художественные функции ретроспекций в пьесе?
Подсказка:
Ретроспекции – картина обозрение того, что было в
Вопрос 4.
Как соотносятся место действия и художественное пространство «Горе от ума»? Какие топографические реалии Москвы упоминаются в комедии?
В каких эпизодах упоминаются и какое значение в контексте комедии приобретают такие названия, как Кузнецкий мост, Покровка?
Подсказка:
Место действия – дом Фамусова, художественное пространство – это то пространство, которое предстаёт перед нашим мысленным взором по мере прочтения произведения.
Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов на местности
Топографические реалии – те места, которые упоминаются в произведении
Вопрос 5.
Одно из наиболее употребительных в литературоведении определений, характеризующих художественное пространство в комедии, - «грибоедовская Москва». Объясните, почему сценическое пространство пьесы замкнутое в «четырёх стенах» одного из московских зданий, получает расширительное толкование – не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва».
Вопрос 6.
Говоря о системе персонажей «Горя от ума», Грибоедов в письме к Катенину указывал: «… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Однако исследователями пьесы подсчитано, что в комедии «присутствует» более 60 персонажей. Как бы вы прокомментировали «статистические» разногласия между автором произведения и учёными?
Чем объясняется такое необычное «многолюдье» пьесы?
Вопрос 8.
Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:
Молчалин – потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведён на службу в Москву.
Репетилов является членом «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное своё призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живёт в Петербурге.
Хлёстова – знатная московская барыня, приходится тёткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины 1. На бал в дом Фамусова приезжает со всей своей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой – старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.
Вопрос 9.
Определите авторство версий о причинах сумасшествия Чацкого. Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума в представлении каждого из них?
а) Его в безумные упрятал дядя-плут…
Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.
б) По матери пошёл, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
в) Чай, пил не по летам.
г) В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны.
д) Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Вопрос 10.
«Да, чтоб чины добыть, есть разные каналы», - замечает в комедии полковник Скалозуб. Восстановите «послужной список» 2-3 героев комедии (например, Молчалина, Максима Петровича, самого Скалозуба) и расскажите о наиболее эффективных, с их точки зрения продвижения по служебной лестнице. Чьим девизом могла стать каждая из приведённых цитат:
Ну как не порадеть родному человечку…
Когда же надо подслужиться.
И он сгибался вперегиб.
Веди надобно ж зависеть от других.
… Частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Вопрос 11.
Один из важнейших аспектов сценического действия комедии – распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляется предположение о том, что Чацкий «не в своём уме».
Вопрос 12.
«Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!!» - таким предстаёт Чацкий в начале комедии. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?» - торжествующе звучат слова Софии в заключительном действии «Горя от ума». Как и почему Чацкий превращается в комедии из шутника в шута? Как в связи с судьбой главного героя трансформируются жанровые признаки комедии?
В данном тексте присутствуют как терминологические, так и фактические ошибки в литературоведческих суждениях о пьесе "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Перейдем к их выявлению и исправлению:
1. Ошибка: В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия.
Исправление: В своей драме Грибоедов соблюдает правило двух единств – места и времени, но не соблюдает правило единства действия. Действие в пьесе разделено на несколько эпизодов и переключается между разными местами.
2. Ошибка: Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию.
Исправление: Кульминация композиции происходит в пятом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина, Софию и Фамусова.
3. Ошибка: Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».
Исправление: Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна рабовладельцев».
Вопрос 2:
Действие комедии "Горе от ума" происходит в доме Фамусова в течение одного дня. В процессе пьесы мы наблюдаем различные события, происходящие внутри этого дома. Драматургические правила организации сценического времени и пространства в комедии Грибоедова соблюдаются точно и последовательно. Все действие происходит в ограниченном пространстве дома, и сцены происходят в реальном времени, без пропусков или переходов в другие временные периоды.
Вопрос 3:
События, изображаемые в комедии, охватывают временной диапазон одного дня, а именно день пребывания Чацкого в доме Фамусова. Мы наблюдаем, как герои встречаются, общаются, проявляют свои характеры и столкновения, искупаются, а затем разрешаются противоречия.
Ретроспекции, которые представлены в пьесе, имеют свою художественную функцию. Они помогают читателю или зрителю лучше понять предысторию персонажей и основные мотивы их действий. Ретроспекции также добавляют глубину и сложность сюжета, позволяя нам узнать больше о прошлом героев и их взаимоотношениях.
Вопрос 4:
Место действия в комедии "Горе от ума" - дом Фамусова, который находится в Москве. Художественное пространство в пьесе представляет собой всю обстановку и атмосферу этого дома. Пространство описывается детально и подробно, что помогает создать представление о жизни и статусе персонажей.
В пьесе упоминаются такие топографические реалии Москвы, как Кузнецкий мост и Покровка. Эти названия имеют свое значение в контексте комедии. Кузнецкий мост является символом ссылки, которую главный герой Чацкий предлагает Молчалину и Софии в качестве наказания за их несправедливость и ханжество. Покровка, с другой стороны, в комедии упоминается в связи с жизнью и общественным положением Фамусовой, которая живет на Покровской улице и считает себя высшим обществом.
Вопрос 5:
Выражение "грибоедовская Москва" относится к сценическому пространству пьесы, которое замкнуто в "четырёх стенах" дома Фам