в стихотворении «тучи» лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники») , а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания») . у туч нет родины, а поэту жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья и единомышленники. в стихотворении лермонтов называет причины возможного гонения человека. что может вынудить лирического героя покинуть милый край? среди причин, кроме «судьбы решения» , лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета:
* кто же вас гонит: судьбы ли решение?
* зависть ли тайная? злоба ль открытая?
* или на вас тяготит преступление?
* или друзей клевета ядовитая?
как же должен быть одинок такой человек! на кого ему надеяться? поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет» :
* нет, вам наскучили нивы бесплодные…
* чужды вам страсти и чужды страдания;
* вечно холодные, вечно свободные,
* нет у вас родины, нет вам изгнания.
в стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание. через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. тучи — символ свободы и вечного поиска. поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов. чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «тучи» .
В своей повести «Дубровский» А. С. Пушкин затронул МЕГОГО острых социальных вопросов, волновавших прогрессивных образованных людей XIX века. Один из них — бесправное положение крепостных крестьян и безнаказанная жестокость, произвол по отношению к ним помещиков.
Кирила Петрович Троекуров — один из главных героев повести. В этом богатом и избалованном «старинном русском барине» соединились невежество и высокомерие, самодовольство и жестокость. Он живет по принципу «прав тот, кто сильнее и богаче». А поскольку в деньгах у него недостатка нет, то и всем соседям приходится смириться с жестокими и глупыми чудачествамтл этого праздного гуляки. Капризный, несдержанный, вспыльчивый, «он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
«У сильного всегда бессильный виноват», поэтому больше всего доставалось от прихотей Троекурова его крепостным. В то время как барских любимцев — собак холили и лелеяли, «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно». Наказания часто были несправедливо жестокими, ведь крепостные не были для Троекурова людьми.
Рассказывая на страницах повести о забавах и обычаях властного барина, А. С. Пушкин тем самым обличает и осуждает принятые в богатом поместье деспотизм и произвол, вызывая справедливый гнев и возмущение читателей.
2 вариант
В повести «Дубровский» отражены многие проблемы русского общества, волновавшие Пушкина: произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, беспринципность царского суда, распространение стихийного сопротивления народных масс.
Пушкин знакомит нас с типичным «старинным русским барином» — Кирилой Петровичем Троекуровым, человеком необразованным, жестоким, высокомерным, избалованным, привыкшим «давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне. Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.
Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного кичливого барина.
Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров получил достойный отпор в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек-так и не довел дело мести до конца.
ответ:
в стихотворении «тучи» лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники») , а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания») . у туч нет родины, а поэту жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья и единомышленники. в стихотворении лермонтов называет причины возможного гонения человека. что может вынудить лирического героя покинуть милый край? среди причин, кроме «судьбы решения» , лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета:
* кто же вас гонит: судьбы ли решение?
* зависть ли тайная? злоба ль открытая?
* или на вас тяготит преступление?
* или друзей клевета ядовитая?
как же должен быть одинок такой человек! на кого ему надеяться? поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет» :
* нет, вам наскучили нивы бесплодные…
* чужды вам страсти и чужды страдания;
* вечно холодные, вечно свободные,
* нет у вас родины, нет вам изгнания.
в стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание. через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. тучи — символ свободы и вечного поиска. поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов. чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «тучи» .
объяснение:
В своей повести «Дубровский» А. С. Пушкин затронул МЕГОГО острых социальных вопросов, волновавших прогрессивных образованных людей XIX века. Один из них — бесправное положение крепостных крестьян и безнаказанная жестокость, произвол по отношению к ним помещиков.
Кирила Петрович Троекуров — один из главных героев повести. В этом богатом и избалованном «старинном русском барине» соединились невежество и высокомерие, самодовольство и жестокость. Он живет по принципу «прав тот, кто сильнее и богаче». А поскольку в деньгах у него недостатка нет, то и всем соседям приходится смириться с жестокими и глупыми чудачествамтл этого праздного гуляки. Капризный, несдержанный, вспыльчивый, «он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
«У сильного всегда бессильный виноват», поэтому больше всего доставалось от прихотей Троекурова его крепостным. В то время как барских любимцев — собак холили и лелеяли, «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно». Наказания часто были несправедливо жестокими, ведь крепостные не были для Троекурова людьми.
Рассказывая на страницах повести о забавах и обычаях властного барина, А. С. Пушкин тем самым обличает и осуждает принятые в богатом поместье деспотизм и произвол, вызывая справедливый гнев и возмущение читателей.
2 вариант
В повести «Дубровский» отражены многие проблемы русского общества, волновавшие Пушкина: произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, беспринципность царского суда, распространение стихийного сопротивления народных масс.
Пушкин знакомит нас с типичным «старинным русским барином» — Кирилой Петровичем Троекуровым, человеком необразованным, жестоким, высокомерным, избалованным, привыкшим «давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне. Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.
Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного кичливого барина.
Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров получил достойный отпор в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек-так и не довел дело мести до конца.