Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; --- А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, --- особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
"Анчар" — стихотворение, написанное Александром Пушкиным в 1828 году.
Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться, так как тайные агенты следят за каждым его шагом [источник? ] и его произведения подвергаются цензуре.
В 1828 году против Александра Пушкина возбуждают дело с обвинением в написании произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада» : эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар» .
В основе сюжета Александр Пушкин изпользовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява ядовитого дерева Анчар: путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
Стихотворение «Анчар» - один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
В отличие от многих других стихотворений поэта, в «Анчаре» присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла.
Образ Анчара, возникающий в первых строчках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар – это воплощения мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная, его «в день гнева породила» , но вместе с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше:
К нему и птица не летит, И тигр не йдет…
Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия:
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом; И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.
Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин – раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены – «человека человек» . При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом человеке – за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом» , а на другом – за то, что «послушно в путь потек» . Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания.
Результатом «послушности» и «природного» рабства является то, что
…царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры (пустыня чахлая и скупая, жаждущие степи, зелень мертвая ветвей, древо смерти) ; эпитеты (густая прозрачная смола, вихорь черный) ; олицетворения (Анчар, как грозный часовой) .
Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властителя. Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.
Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться, так как тайные агенты следят за каждым его шагом [источник? ] и его произведения подвергаются цензуре.
В 1828 году против Александра Пушкина возбуждают дело с обвинением в написании произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада» : эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар» .
В основе сюжета Александр Пушкин изпользовал полулегендарные рассказы о существовании на острове Ява ядовитого дерева Анчар: путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
Стихотворение «Анчар» - один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
В отличие от многих других стихотворений поэта, в «Анчаре» присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла.
Образ Анчара, возникающий в первых строчках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар – это воплощения мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная, его «в день гнева породила» , но вместе с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше:
К нему и птица не летит,
И тигр не йдет…
Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом;
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин – раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены – «человека человек» . При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом человеке – за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом» , а на другом – за то, что «послушно в путь потек» . Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания.
Результатом «послушности» и «природного» рабства является то, что
…царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры (пустыня чахлая и скупая, жаждущие степи, зелень мертвая ветвей, древо смерти) ; эпитеты (густая прозрачная смола, вихорь черный) ; олицетворения (Анчар, как грозный часовой) .
Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властителя. Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.