Нужно сделать анализ стихотворения «Я правду собираю по частицам» Заранее ! Я правду собираю по частицам,
Как каменщик, что строит этажи.
Ищу ее, крупицу за крупицей,
В густых завалах хитрости и лжи.
Есть люди, что картины собирают,
Другие - книги ищут и хранят;
Те марки или пленки покупают,
А эти все, буквально все подряд.
А я, точа, как говорится, перья
И веря, что лишь истина права,
Всю жизнь ищу сердечное доверье
И честные, правдивые слова.
Все сущее, как трепетную повесть,
Я мерю меркой выстраданных дней.
А эту мерку называют Совесть,
И все живое сходится на ней!
Возможно, рок подобное творит,
Но если Совесть в ком-нибудь созреет
И он отважно правду говорит,
То в нем вдруг словно лампочка горит
И весь он даже внешне хорошеет!
И наших чувств недолговечен век.
Все, говорят, на свете быстротечно,
Но счастье может длиться целый век,
Когда с тобою рядом человек,
Которому ты веришь бесконечно.
И как мне горько, если мой знакомый
Иль где-то, может статься, даже друг
Начнет о чем-то говорить и вдруг
Солжет спокойно и почти весомо.
А я от лжи мучительно страдаю,
Но вот стесняюсь обличить его.
И так бывает стыдно за него
И за себя, что это позволяю...
А собеседник, видя, что идет
Любая ложь, коль я не возражаю,
Порой еще напористее врет,
И спорить бесполезно. Понимаю.
Но как же остро хочется порою,
Устав от лжи бесчувственно-пустой,
Пробыть хоть час с открытою душой,
Где, словно луч с хрустальною водою,
Сверкает правда рыбкой золотой!
Стихотворение"Листок", несомненно, философское.
Поэт использовал аллегорию, рассказывая о скитаниях
лирического героя .
Под символическим образом листка скрывается
через многие испытания, умудренный жизнью,
никем не понятый одинокий лирический герой.
Это намёк на кавказские ссылки Лермонтова, которые
вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно
московское общество, отказаться от светской жизни
и многочисленных друзей.
По сути, Лермонтов оказался на чужбине.
Причем, против своей воли, как дубовый листок,
сорванный порывом ветра и перенесенный в степь.
Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся,
он ищет пристанища на берегу Черного моря.
Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для
него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то,
что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной.
Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными
были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали
его на чужбине.
Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок
попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары,
одиноко стоящей на морском берегу.
Он глубоко тоскует по родственной душе, взаимной любви,
о чем свидетельствуют метафоры "засох","увял",
просит героиню принять его таким, какой он есть,
хочет вызвать её сострадание.
Листок просил у неё немного – всего лишь тени от раскидистых
ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного
солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много
удивительных историй о своих путешествиях.
Однако, увлекательные рассказы чинаре не нужны.
"Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?",-
таков был ответ гордой красавицы.
Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство
очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым
многие преклонялись в России, оказался никому не нужным
на Кавказе с его восточной культурой и совершенно
иными жизненными ценностями.
Объяснение:
Базаров - нигилист. Он считает, что нужно всё разрушить, чтобы построить новый мир. Он молод, дерзок, эгоистичен. Встретив Кирсановых, особенно Павла Петровича Базаров начинает с ними дискуссии, споры, конфликты. Они не могут понять друг друга, не слышат, да и не хотят услышать друг друга. Базаров считает, что отцы ведут "глухую жизнь", что они консерваторы, глупые, не на что не личности. Так, Евгений презирает любовь Николая Петровича Кирсанова, ненавидит блеск, чистоту и гордость Павла Петровича. Он считает, что они ни на что не годные старики