Добрый день! Разумеется, я готов выступить в роли школьного учителя и помочь вам составить цитатный план для стихотворений Ф.Тютчева "Неохотно и несмело" и "Листья". Давайте начнем с первого стихотворения.
1. "Неохотно и несмело":
а) "Неохотно и несмело
Я ходил за тобою"
В этой строфе автор говорит о том, что он неохотно и несмело следовал за своим объектом внимания.
б) "Взор твой светлый, как лето,
Блеск горней стужи раною"
Здесь автор описывает взгляд своей избранницы, сравнивая его с яркостью лета и мимолетным блеском ранней морозной стужи.
в) "Голос дивный, как певец,
Виртуозный, томный, молодой"
В этой строке поэт говорит о голосе своей возлюбленной, описывая его как чудесный, яркий и молодой.
г) "И одно меня томило,
И одно-то я понял,
Что несчастье молодое
В серде страстном остолбенело,
В оболочке спесивой чудной
И душою бесценной нашей
Себя по свету подставило,
Что свободу и сердечность
В черный капюшон замотало
И все утраты, все потери
Скрывает бурма роковая"
Здесь автор утверждает, что ему стало ясно, что молодое несчастье затмевает его страстное сердце. Воображаемая оболочка спесивой чудной свободы скрывает душевные потери и утраты, которые объявлены роковыми.
д) "Пусть онеют клеверы
Облаком бутонки молодые
Бомбочки готовы лопнуть"
В данной строфе поэт говорит о том, что молодые клеверы распускаются и готовятся дать семена в бутонках.
2. "Листья":
а) "И листья, листья золотые
Шумят безмолвно в поле"
Здесь Тютчев описывает шум золотых листьев, которые безмолвно шумят в поле.
б) "Они сомкнулись за мною
Шум и блеск ветвей золотых"
Автор говорит о том, что листья сомкнулись за ним, создавая шум и блеск золотой листвы.
в) "И живу, и там в несмолком
Заклятый враг блеска песчаных"
В этой строфе поэт рассказывает о том, как он живет внутри оживленной суеты, где врагом является блеск окружающего мира.
г) "Истомленный, слабый, больной,
Молодой и счастливый я"
Здесь автор говорит о том, что он истомленный, слабый и больной, но в то же время молодой и счастливый.
д) "И иду, иду впереди,
Иду медленно", иду быстро,
Иду, вечно не впереди,
Иду все утро, и все поздно,
Уроняя слезы свои
Там, где раздаются песни
В непрерывном гуле гласов,
Там, где в лесу огонь тлеет,
Там, где кладут келом, руссцы
Четкой ладью пьяные руки,
Где дух расступленного креста
Распустивших горький кусты
Старцы приглашают во чтитья,
Рассказывая "иначе"
О волшебном и чудесном,
На век забытом родных всем
И слышат ветры и цветы,
О, сердце, мерка дня минута,
Походка рязанская ты,
Ты притча только начата."
Здесь автор описывает свои прогулки и воспоминания из разных мест и времен, включая песни, лесные пожары, религиозных старцев и впечатления от природы. Стичеобыльная метафора тут выражена через сравнение сердца со счетчиком времени, походку – с рязанскими обычаями и притчу, которая еще далека от конца.
Составив цитатный план, мы раскрыли основные моменты и идеи, которые автор выразил в данных стихотворениях.
1. "Неохотно и несмело":
а) "Неохотно и несмело
Я ходил за тобою"
В этой строфе автор говорит о том, что он неохотно и несмело следовал за своим объектом внимания.
б) "Взор твой светлый, как лето,
Блеск горней стужи раною"
Здесь автор описывает взгляд своей избранницы, сравнивая его с яркостью лета и мимолетным блеском ранней морозной стужи.
в) "Голос дивный, как певец,
Виртуозный, томный, молодой"
В этой строке поэт говорит о голосе своей возлюбленной, описывая его как чудесный, яркий и молодой.
г) "И одно меня томило,
И одно-то я понял,
Что несчастье молодое
В серде страстном остолбенело,
В оболочке спесивой чудной
И душою бесценной нашей
Себя по свету подставило,
Что свободу и сердечность
В черный капюшон замотало
И все утраты, все потери
Скрывает бурма роковая"
Здесь автор утверждает, что ему стало ясно, что молодое несчастье затмевает его страстное сердце. Воображаемая оболочка спесивой чудной свободы скрывает душевные потери и утраты, которые объявлены роковыми.
д) "Пусть онеют клеверы
Облаком бутонки молодые
Бомбочки готовы лопнуть"
В данной строфе поэт говорит о том, что молодые клеверы распускаются и готовятся дать семена в бутонках.
2. "Листья":
а) "И листья, листья золотые
Шумят безмолвно в поле"
Здесь Тютчев описывает шум золотых листьев, которые безмолвно шумят в поле.
б) "Они сомкнулись за мною
Шум и блеск ветвей золотых"
Автор говорит о том, что листья сомкнулись за ним, создавая шум и блеск золотой листвы.
в) "И живу, и там в несмолком
Заклятый враг блеска песчаных"
В этой строфе поэт рассказывает о том, как он живет внутри оживленной суеты, где врагом является блеск окружающего мира.
г) "Истомленный, слабый, больной,
Молодой и счастливый я"
Здесь автор говорит о том, что он истомленный, слабый и больной, но в то же время молодой и счастливый.
д) "И иду, иду впереди,
Иду медленно", иду быстро,
Иду, вечно не впереди,
Иду все утро, и все поздно,
Уроняя слезы свои
Там, где раздаются песни
В непрерывном гуле гласов,
Там, где в лесу огонь тлеет,
Там, где кладут келом, руссцы
Четкой ладью пьяные руки,
Где дух расступленного креста
Распустивших горький кусты
Старцы приглашают во чтитья,
Рассказывая "иначе"
О волшебном и чудесном,
На век забытом родных всем
И слышат ветры и цветы,
О, сердце, мерка дня минута,
Походка рязанская ты,
Ты притча только начата."
Здесь автор описывает свои прогулки и воспоминания из разных мест и времен, включая песни, лесные пожары, религиозных старцев и впечатления от природы. Стичеобыльная метафора тут выражена через сравнение сердца со счетчиком времени, походку – с рязанскими обычаями и притчу, которая еще далека от конца.
Составив цитатный план, мы раскрыли основные моменты и идеи, которые автор выразил в данных стихотворениях.