Великий писатель лев николаевич толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. многие из его произведений отличаются высоким пафосом. нередко в основе его творений были реальные факты. так было и с рассказом "после ", где описывается событие, о котором толстой слышал еще в молодые годы. автор мастерски пользуется приемом создания контраста. этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. в первой части дается восторженное описание светского . толстой использует эпитеты "счастливый", "великолепный", "сияющий", чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. главный герой — иван васильевич - юноша из богатой семьи. он впечатлителен и горяч. иван васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. чувство юноши получает как бы новый толчок. вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. иван васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для и другое — для муштры? ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. иван васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья - две стороны одной медали. юноша думает так: "если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал". однако в собственной душе иван васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. лев толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. иван васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. любовь постепенно уходит из сердца юноши. "вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека", — говорит автор. можно сказать, что иван васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени. лев николаевич толстой - мастер психологического портрета. иван васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества xix века. его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в россии.
Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных - пятницы, у Вязниковых - воскресенья, у князя Тюменева - середы. У меня все дни заняты! - с сияющими глазами заключил Волков». Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять». Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров». Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет. Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».