несмотря на то, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к направлению реализм. одним из любимых жанров салтыкова-щедрина была сказка, и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. поэтому «сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими. если до салтыкова-щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.
композиция произведения «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» похожа на композицию большинства народных сказок. она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «жили да были», предвещающий развитие фантастических событий; кульминация, то есть, встреча генералов с мужиком; развязка, «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.
в сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. в первой линии салтыков-щедрин раскрывает образы генералов. мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.
во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. писатель противопоставляет мужицкие старания лени и людей, находящихся выше его по званию.
проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.
второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре», «ничего не понимали» и ничего не умели. салтыков-щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.
в первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. салтыков-щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. автор с грустью рисует образ трудолюбивого народа, который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.
почему же салтыков-щедрин выбрал жанр сказки, хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. если бы салтыков-щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области реалистической прозы.
«повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка, в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.
Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо "с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами". "Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды". Ноги "длинные и тонкие", с их "феномен", как его называет сопровождающий, "долгоусый" субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет па белом листке "ровную красивую строчку": "Человек создан для счастья, как птица для полета".
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
несмотря на то, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к направлению реализм. одним из любимых жанров салтыкова-щедрина была сказка, и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. поэтому «сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими. если до салтыкова-щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.
композиция произведения «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» похожа на композицию большинства народных сказок. она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «жили да были», предвещающий развитие фантастических событий; кульминация, то есть, встреча генералов с мужиком; развязка, «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.
в сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. в первой линии салтыков-щедрин раскрывает образы генералов. мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.
во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. писатель противопоставляет мужицкие старания лени и людей, находящихся выше его по званию.
проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.
второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре», «ничего не понимали» и ничего не умели. салтыков-щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.
в первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. салтыков-щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. автор с грустью рисует образ трудолюбивого народа, который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.
почему же салтыков-щедрин выбрал жанр сказки, хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. если бы салтыков-щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области реалистической прозы.
«повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка, в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.