капитанская дочка» — вершинное произведение пушкинской прозы. сам пушкин называл свою повесть , в ее основу был положен подлинный факт стихийного крестьянского восстания под предводительством пугачева. автор воссоздает атмосферу тех времен, воспроизводит обстановку, изображает характеры, типичные для того времени.
хотя главными героями произведения являются вымышленные лица (гринев, швабрин, мироновы), их судьба прочно связана с событиями, с реально существовавшими деталями. ход не только влияет на их судьбу, но и полностью определяет ее.
повесть представляет собой мемуары, «семейные записки», повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника тех событий петруши гринева.
гринев — молодой человек, дворянин, офицер екатерининской армии. он честен, благороден, прямодушен.
на дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит еще неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.
петр андреевич гринев — сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и дворянки. воспитывался он в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. лучшие черты гринева обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляется в минуты испытаний, и ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. герою хватает благородства просить прощения у крепостного — преданного дядьки савельича, гринев сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность маши мироновой, он быстро разгадал низменную натуру швабрина.
в порыве гринев без раздумий дарит заячий тулуп встречному «вожатому», а главное — умеет разглядеть в грозном бунтовщике пугачеве незаурядную личность, в которой воплотились черты национального характера: широта души, ум, находчивость, удаль, сметливость, ловкость и даже гуманизм.
не предавая ни присяги, ни интересов дворян, гринев в то же время не может не сочувствовать пугачеву, не может не уважать в нем человека талантливого. их своеобразная дружба стала возможной только тому, что в основе мироощущения обоих героев лежат народные представления о добре и справедливости.
при образа гринева выражается и авторская позиция. пушкин отвергает стихийное народное восстание как способ разрешения социальных противоречий («не бог видеть бунт — бессмысленный и беспощадный»).
любовная линия во многом раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы. гринев и швабрин — оба влюблены в машу миронову.
швабрин оказался в белогорской крепости за смертоубийство. он беспринципный, ради достижения своей цели способен на все.
швабрин сватался к маше, но получил отказ. им руководят низменные чувства. он обращается к насилию как к средству достижения своих целей, пытаясь заставить машу выйти за него замуж. в этом проявляется истинная натура швабрина — ничтожная, трусливая, подлая.
не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя маши, гринев вызывает обидчика на дуэль. он поступил как настоящий мужчина.
поединок чуть не закончился гибелью гринева из-за подлости швабрина. выздоровев, гринев узнал, что швабрин написал на него донос. это возбудило в юноше ненависть к своему врагу.
в это же время в губернии началось восстание. повстанцы под началом пугачева легко взяли крепость. комендант, его жена и офицеры были убиты. швабрин, изменив присяге, перешёл на сторону бунтовщиков.
гринев никогда бы не стал предателем. он предпочел умереть, но верный савельич спас своего господина.
пугачев оказался тем мужиком, которому гринев подарил заячий тулупчик. добро окупилось сторицей.
гринев не стал присягать на верность пугачеву: «я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу».
поступок гринева дает нам пример честного и достойного поведения. несмотря на опасность, он не скрывает своих убеждений и ничего не боится. пример истинного благородства — это спасение пугачевым маши мироновой от ненавистного ей швабрина. эти поступки пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре. он умел щадить не только друзей, но и врагов. пугачев становится покровителем нежной любви маши мироновой и гринева.
гринев выступает в повести образцом порядочности и благородства. он не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения маши из рук швабрина. а как он ведёт себя на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, петр андреевич старается не запятнать честь маши.
эпиграфом к «капитанской дочке» пушкин выбрал пословицу «береги честь смолоду», и поведение героя полностью соответствовало ей. как тут не вспомнить нынешнее состояние армии! но офицер, несмотря ни на что, должен быть честен, благороден и предан родине.
четвертая глава романа а.с. пушкина «евгений онегин» была начата в 1824 году, а закончена 6 января 1826 года. перефразируя высказывание г.о. винокура, можно сказать, что эта глава – «отчетливо ощущаемая структурная единица романа». сцена объяснения онегина с татьяной несет важную психологическую нагрузку. мы не знаем, как сложились бы судьбы героев, если бы, к примеру, евгений ответил согласие на письмо татьяны.
эпиграф к четвертой главе заставляет задуматься: «нравственность – в природе вещей» неккер. неккер – один из крупнейших французских банкиров, просветитель, друг вольтера.
что хотел сказать пушкин своим эпиграфом? возможно много толкований. может быть, высказывание о нравственности полно иронии, а может, наоборот, предпослание четвертой главе вполне серьезно. ясно одно: в этой главе для пушкина особенно важны проблемы нравственности.
«проповедь» онегина противопоставлена письму татьяны. смысл речи его именно в том, что он неожиданно для героини повел себя не как герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который « мило поступил с печальной таней». этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова к «счастливым свиданьям», к «гибели», но не к переложению своих чувств в рамки приличного светского поведения. холодная «отповедь» онегина уничтожала возможность романного штампа. ему противопоставлен закон, лежащий вне , независимый жизнью.
итак, прекрасная, гордая, возвышенная девушка предлагает онегину свою любовь, а он бежит от нее. во имя чего?
… но я не создан для блаженства,
ему чужда душа моя…
но ведь человек создан для счастья, а онегин отвергает его. правда, он проговаривается:
… нашед мой прежний идеал,
я верно в вас одну избрал…
онегин слишком заражен высшего света:
я, сколько ни любил бы вас,
привыкнув, разлюблю тотчас…
но я считаю, главная беда героя не в этом, а в том, что свет убил в его душе веру, надежду на ее возвращение:
мечтам и нет возврата,
не обновлю души моей…
в этом-то и трагизм мучительного для обоих разговора, что к беде поведет не неопытность татьяны, а опытность онегина! татьяна не могла не поверить евгению, а вся беда в том, что она совсем не знает того, кого полюбила. он просто не верит в счастье в силу своей опустошенности… вот так и расстались два человека, разошлись, несчастливые. пусть рассудит их судьба…
читая монолог онегина, ловишь себя на мысли, что все же диалог здесь подразумевается. да, татьяна молчит, но это только внешнее молчание. душа ее то кричит, то тихо молится. читатель чувствует ее состояние. татьяна отвечает евгению, но это как бы реплики про себя, они угадываются, мы чувствуем эмоциональное восприятие «исповеди» онегина татьяной. он говорит: «мне ваша искренность мила», - и в сердце татьяны загорается искра надежды. но тут же – будто поток ледяной воды: «учитесь властвовать собою». и нет надежды, она умерла, едва зародившись.
автор сопереживает «милой татьяне»:
сквозь слез не видя ничего,
едва дыша, без возражений,
татьяна слушала его.
а как тонко передано ее состояние в минуты душевного волнения: «печально оперлась, головкой томною склонясь».
лексика сцены объяснения онегина с татьяной подкупает высоким благородством: «души доверчивой признанье», «умолкнувшие чувства», «пленился». невольно волнение героя, произносящего такие слова, передается так явственно, будто и ты находишься в том саду и случайно становишься свидетелем объяснения. жаль, что в xxi веке не так выражают свои чувства молодые люди.
тщательно продуманная лексика – не единственный удачный прием автора романа. фразы произведения до того , что некоторые из них стали крылатыми выражениями: «мечтам и нет возврата», «учитесь властвовать собою», «к беде неопытность ведет».
в отрывке мы найдем сравнение:
сменит не раз младая дева
мечтами легкие мечты;
так деревцо свои листы
меняет с каждою весной.
а вот примеры эпитетов: «чистой, пламенной душой», «легкие мечты». все эти художественные приемы в совокупности со знаменитой «онегинской строфой» позволили создать одну из ярчайших страниц романа.
по моему мнению, сцена объяснения онегина и татьяны в романе а.с. пушкина «евгений онегин» - образец прекрасной любовной лирики.
ответ:
капитанская дочка» — вершинное произведение пушкинской прозы. сам пушкин называл свою повесть , в ее основу был положен подлинный факт стихийного крестьянского восстания под предводительством пугачева. автор воссоздает атмосферу тех времен, воспроизводит обстановку, изображает характеры, типичные для того времени.
хотя главными героями произведения являются вымышленные лица (гринев, швабрин, мироновы), их судьба прочно связана с событиями, с реально существовавшими деталями. ход не только влияет на их судьбу, но и полностью определяет ее.
повесть представляет собой мемуары, «семейные записки», повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника тех событий петруши гринева.
гринев — молодой человек, дворянин, офицер екатерининской армии. он честен, благороден, прямодушен.
на дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит еще неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.
петр андреевич гринев — сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и дворянки. воспитывался он в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. лучшие черты гринева обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляется в минуты испытаний, и ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. герою хватает благородства просить прощения у крепостного — преданного дядьки савельича, гринев сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность маши мироновой, он быстро разгадал низменную натуру швабрина.
в порыве гринев без раздумий дарит заячий тулуп встречному «вожатому», а главное — умеет разглядеть в грозном бунтовщике пугачеве незаурядную личность, в которой воплотились черты национального характера: широта души, ум, находчивость, удаль, сметливость, ловкость и даже гуманизм.
не предавая ни присяги, ни интересов дворян, гринев в то же время не может не сочувствовать пугачеву, не может не уважать в нем человека талантливого. их своеобразная дружба стала возможной только тому, что в основе мироощущения обоих героев лежат народные представления о добре и справедливости.
при образа гринева выражается и авторская позиция. пушкин отвергает стихийное народное восстание как способ разрешения социальных противоречий («не бог видеть бунт — бессмысленный и беспощадный»).
любовная линия во многом раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы. гринев и швабрин — оба влюблены в машу миронову.
швабрин оказался в белогорской крепости за смертоубийство. он беспринципный, ради достижения своей цели способен на все.
швабрин сватался к маше, но получил отказ. им руководят низменные чувства. он обращается к насилию как к средству достижения своих целей, пытаясь заставить машу выйти за него замуж. в этом проявляется истинная натура швабрина — ничтожная, трусливая, подлая.
не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя маши, гринев вызывает обидчика на дуэль. он поступил как настоящий мужчина.
поединок чуть не закончился гибелью гринева из-за подлости швабрина. выздоровев, гринев узнал, что швабрин написал на него донос. это возбудило в юноше ненависть к своему врагу.
в это же время в губернии началось восстание. повстанцы под началом пугачева легко взяли крепость. комендант, его жена и офицеры были убиты. швабрин, изменив присяге, перешёл на сторону бунтовщиков.
гринев никогда бы не стал предателем. он предпочел умереть, но верный савельич спас своего господина.
пугачев оказался тем мужиком, которому гринев подарил заячий тулупчик. добро окупилось сторицей.
гринев не стал присягать на верность пугачеву: «я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу».
поступок гринева дает нам пример честного и достойного поведения. несмотря на опасность, он не скрывает своих убеждений и ничего не боится. пример истинного благородства — это спасение пугачевым маши мироновой от ненавистного ей швабрина. эти поступки пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре. он умел щадить не только друзей, но и врагов. пугачев становится покровителем нежной любви маши мироновой и гринева.
гринев выступает в повести образцом порядочности и благородства. он не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения маши из рук швабрина. а как он ведёт себя на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, петр андреевич старается не запятнать честь маши.
эпиграфом к «капитанской дочке» пушкин выбрал пословицу «береги честь смолоду», и поведение героя полностью соответствовало ей. как тут не вспомнить нынешнее состояние армии! но офицер, несмотря ни на что, должен быть честен, благороден и предан родине.
ответ:
четвертая глава романа а.с. пушкина «евгений онегин» была начата в 1824 году, а закончена 6 января 1826 года. перефразируя высказывание г.о. винокура, можно сказать, что эта глава – «отчетливо ощущаемая структурная единица романа». сцена объяснения онегина с татьяной несет важную психологическую нагрузку. мы не знаем, как сложились бы судьбы героев, если бы, к примеру, евгений ответил согласие на письмо татьяны.
эпиграф к четвертой главе заставляет задуматься: «нравственность – в природе вещей» неккер. неккер – один из крупнейших французских банкиров, просветитель, друг вольтера.
что хотел сказать пушкин своим эпиграфом? возможно много толкований. может быть, высказывание о нравственности полно иронии, а может, наоборот, предпослание четвертой главе вполне серьезно. ясно одно: в этой главе для пушкина особенно важны проблемы нравственности.
«проповедь» онегина противопоставлена письму татьяны. смысл речи его именно в том, что он неожиданно для героини повел себя не как герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который « мило поступил с печальной таней». этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова к «счастливым свиданьям», к «гибели», но не к переложению своих чувств в рамки приличного светского поведения. холодная «отповедь» онегина уничтожала возможность романного штампа. ему противопоставлен закон, лежащий вне , независимый жизнью.
итак, прекрасная, гордая, возвышенная девушка предлагает онегину свою любовь, а он бежит от нее. во имя чего?
… но я не создан для блаженства,
ему чужда душа моя…
но ведь человек создан для счастья, а онегин отвергает его. правда, он проговаривается:
… нашед мой прежний идеал,
я верно в вас одну избрал…
онегин слишком заражен высшего света:
я, сколько ни любил бы вас,
привыкнув, разлюблю тотчас…
но я считаю, главная беда героя не в этом, а в том, что свет убил в его душе веру, надежду на ее возвращение:
мечтам и нет возврата,
не обновлю души моей…
в этом-то и трагизм мучительного для обоих разговора, что к беде поведет не неопытность татьяны, а опытность онегина! татьяна не могла не поверить евгению, а вся беда в том, что она совсем не знает того, кого полюбила. он просто не верит в счастье в силу своей опустошенности… вот так и расстались два человека, разошлись, несчастливые. пусть рассудит их судьба…
читая монолог онегина, ловишь себя на мысли, что все же диалог здесь подразумевается. да, татьяна молчит, но это только внешнее молчание. душа ее то кричит, то тихо молится. читатель чувствует ее состояние. татьяна отвечает евгению, но это как бы реплики про себя, они угадываются, мы чувствуем эмоциональное восприятие «исповеди» онегина татьяной. он говорит: «мне ваша искренность мила», - и в сердце татьяны загорается искра надежды. но тут же – будто поток ледяной воды: «учитесь властвовать собою». и нет надежды, она умерла, едва зародившись.
автор сопереживает «милой татьяне»:
сквозь слез не видя ничего,
едва дыша, без возражений,
татьяна слушала его.
а как тонко передано ее состояние в минуты душевного волнения: «печально оперлась, головкой томною склонясь».
лексика сцены объяснения онегина с татьяной подкупает высоким благородством: «души доверчивой признанье», «умолкнувшие чувства», «пленился». невольно волнение героя, произносящего такие слова, передается так явственно, будто и ты находишься в том саду и случайно становишься свидетелем объяснения. жаль, что в xxi веке не так выражают свои чувства молодые люди.
тщательно продуманная лексика – не единственный удачный прием автора романа. фразы произведения до того , что некоторые из них стали крылатыми выражениями: «мечтам и нет возврата», «учитесь властвовать собою», «к беде неопытность ведет».
в отрывке мы найдем сравнение:
сменит не раз младая дева
мечтами легкие мечты;
так деревцо свои листы
меняет с каждою весной.
а вот примеры эпитетов: «чистой, пламенной душой», «легкие мечты». все эти художественные приемы в совокупности со знаменитой «онегинской строфой» позволили создать одну из ярчайших страниц романа.
по моему мнению, сцена объяснения онегина и татьяны в романе а.с. пушкина «евгений онегин» - образец прекрасной любовной лирики.