через несколько дней после своего десятого дня рождения николенька иртеньев, от лица которого ведется повествование, был разбужен рано утром наставником карлом иванычем. одевшись и умывшись, герой и его брат володя в сопровождении карла иваныча идут «здороваться с матушкой».
глава 2. maman
вспоминая мать, иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
главы 3-4. папа. классы
придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в москву – учиться.
николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.
Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке: «там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.
Во время чистописания герою очень повезло: Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».Вдоволь накататься Никите не удалось: его догнал учитель и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.
На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней, – делай, что хочешь». В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими». Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты и предложил ему «дружиться». В знак дружбы мальчики обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.
Вскоре гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.
Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке; «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».
Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.
Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен: «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.
Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки: «это уж было предательство и стыдно».
В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом».
Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.
Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась: он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».
В произведении Алексея Толстого описаны важнейшие моменты в жизни каждого человека – счастливое, безмятежное детство, первые «взрослые» навыки, мечты, желания. Это рассказ о том, как важно, чтобы дети росли в любви, заботе и взаимопонимании.
ответ:
через несколько дней после своего десятого дня рождения николенька иртеньев, от лица которого ведется повествование, был разбужен рано утром наставником карлом иванычем. одевшись и умывшись, герой и его брат володя в сопровождении карла иваныча идут «здороваться с матушкой».
глава 2. maman
вспоминая мать, иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
главы 3-4. папа. классы
придя к отцу поздороваться, дети услышали о том, что он решил забрать их с собой в москву – учиться.
николенька переживал из-за расставания со всеми близкими, кто был ему дорог.
Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке: «там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.
Во время чистописания герою очень повезло: Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».Вдоволь накататься Никите не удалось: его догнал учитель и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.
На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней, – делай, что хочешь». В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими». Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты и предложил ему «дружиться». В знак дружбы мальчики обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.
Вскоре гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.
Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке; «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».
Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.
Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен: «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.
Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки: «это уж было предательство и стыдно».
В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом».
Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.
Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась: он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».
В произведении Алексея Толстого описаны важнейшие моменты в жизни каждого человека – счастливое, безмятежное детство, первые «взрослые» навыки, мечты, желания. Это рассказ о том, как важно, чтобы дети росли в любви, заботе и взаимопонимании.